Правильное движение по полосам – одно из ключевых условий безопасного и эффективного участия в дорожном движении. В зависимости от типа дороги (городская или загородная), количества полос и дорожной разметки, водитель должен соблюдать ряд правил: выбирать подходящую полосу для движения, выполнять повороты и развороты в разрешенных местах, а также учитывать особенности проезда перекрестков и круговых развязок. Нарушение этих правил может привести к аварийным ситуациям и административным штрафам.
Полоса движения – что это
Движение по правой полосе
Полоса для маршрутных ТС и такси
Штрафы за неправильное движение по полосам
Что еще почитать и посмотреть по теме
В этой статье рассмотрим основные принципы движения по полосам, особенности маневрирования в разных условиях, а также возможные санкции за несоблюдение ПДД.
Полоса движения – что это
Полоса движения – это продольная полоса проезжей части, обозначенная или не обозначенная дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Наличие полос позволяет упорядочить транспортный поток, разделить транспортные средства, движущиеся в одном направлении, и облегчить маневрирование.
Ширина полосы движения варьируется в зависимости от типа дороги и допустимой скорости движения. Как правило, ширины проезжей части составляют от 3 до 3.75 метров.
Обозначение полос производится с помощью дорожной разметки: сплошные линии разделяют полосы с запретом на перестроение, прерывистые разметки – разрешается перестроение при соблюдении мер предосторожности.
Предложения ОСАГО с выгодой
Страховые компании | Стоимость | Кэшбек |
Абсолют Страхование | 7 130,33 ₽ | ✅ |
Совкомбанк Страхование | 7 487,66 ₽ | ✅ |
СберСтрахование | 8 525,65 ₽ | ✅ |
Зетта Страхование | 8 578,72 ₽ | ✅ |
МАКС | 8 638,43 ₽ | ✅ |
Гелиос | 8 860,28 ₽ | ✅ |
Движение по полосам
Правильное распределение транспортных потоков по полосам движения – важный элемент безопасности и организации дорожного движения. В зависимости от типа дороги (городская или загородная), количества полос и разметки, водитель должен соблюдать определенные правила, чтобы избежать аварий и штрафов.
Рассмотрим основные принципы движения по полосам в городе и за городом.
В городе
В городских условиях плотность транспорта высока, а перекрестки, светофоры и пешеходные переходы встречаются часто. Поэтому выбор полосы и правильное перестроение крайне важны.
Основные правила:
- Левая полоса – предназначена для обгона и движения на повышенной скорости (если это разрешено). Запрещается выезжать на левую полосу для постоянного движения.
- Средние полосы – используются для прямолинейного движения, на другие полосы перестроение разрешается.
- Правая полоса – основная для движения, а также для поворота направо и подготовки к остановке.
Особенности:
- На перекрестках нужно заранее перестраиваться в полосу, соответствующую направлению движения (п. 8.5 ПДД).
- На дорогах с трамвайными путями – разрешается выезжать на пути, если они находятся на одном уровне с проезжей частью, важно не создавать помех трамваю (п. 9.6 ПДД).
- При сужении дороги необходимо следить за знаком, там указано, какая полоса сужается, и она же должна пропускать основную.
За городом
За пределами населенных пунктов скорость движения выше, а плотность транспорта ниже. Однако требования к выбору полосы строже.
Основные правила:
- Левая полоса – только для обгона на механическом транспортном средстве. После завершения маневра водитель должен вернуться на правую полосу (п. 9.4 ПДД).
- Средние полосы (на многополосных дорогах) – разрешается занимать, если правая полоса занята.
- Правая полоса – основная для движения, по правой полосе запрещается обгон.
Особенности:
- На автомагистралях и дорогах для автомобилей (знаки 5.1 и 5.3) запрещается занимать левую полосу, если свободны правые (п. 9.4 ПДД).
- Грузовикам (>3,5 т) на дорогах вне города разрешено занимать только две правые полосы (п. 9.4 ПДД).
- Обгон разрешен только слева, если иное не предусмотрено разметкой.
- На загородных трассах часто встречаются участки, обозначенные разметкой «Реверсивное движение», где направление движения по полосам может меняться в зависимости от времени суток или дня недели.
Движение по правой полосе
Движение по правой полосе – это общее правило, которому должны следовать водители, если полоса свободна. Это позволяет поддерживать организованный поток движения и освобождает левые полосы для обгона и опережения.
Исключения составляют случаи, когда правая полоса предназначена для остановки или стоянки, или когда дальнейший маршрут требует движения по другой полосе.
Водители, двигающиеся по правой полосе, должны быть особенно внимательны к велосипедистам и не создавать помех пешеходам, находящимся на обочине дороги.
Движение по левой полосе
Движение по левой полосе, как правило, предназначено для обгона и опережения других транспортных средств, а также для разворота и поворота на лево. После завершения обгона, поворота или разворота водитель обязан без создания помех перестроиться в правую полосу, не задерживаясь в левой полосе без необходимости.
Длительное движение по левой полосе при свободной правой может быть расценено как нарушение правил дорожного движения.
Водители должны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по левой полосе с более высокой скоростью и намеревающимся совершить обгон.
Полоса для маршрутных ТС и такси
Полоса для маршрутных транспортных средств и такси – это выделенная полоса, предназначенная для пересечения проезжих частей и движения автобусов, троллейбусов, трамваев, а также такси в соответствии с действующим законодательством.
Полоса для маршрутных ТС обозначается:
- Знаком 5.14.1 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
- Разметкой 1.23.1 (буква «А» на полосе).
- Рядом дорожных знаков 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2.
По выделенной полосе разрешается движение:
- Автобусам, троллейбусам, трамваям (маршрутным ТС).
- Легковым такси (при наличии разрешающих знаков).
- Школьным автобусам.
- Велосипедистам (если полоса крайняя справа).
Выделенную полосу можно использовать другим ТС в следующих ситуациях:
- Для поворота направо: разрешается пересекать выделенную полосу при наличии прерывистой разметки, необходимо уступить дорогу маршрутным ТС.
- В выходные и праздничные дни: если установлен знак 8.5.2 «Рабочие дни».
- В определенное время суток: при наличии знака 8.5.3 «Дни недели» с указанием времени действия ограничений
Движение по кольцу
Движение по кольцевой развязке (кольцу) также подчиняется определенным правилам.
Основные правила движения по полосам кольца:
- Приоритет: транспорт на круге имеет преимущество (если нет знаков приоритета). Въезжающие уступают дорогу
- Правила на разделительных полосах: правая полоса – для съезда на первом/втором выезде, левая полоса – для движения дальше второго выезда
Алгоритм проезда при въезде:
- Включить правый поворотник.
- Уступить дорогу транспортным средствам на круге.
Алгоритм проезда при движении по кругу:
- Левый поворотник во время движения по полосе включать не нужно.
- При перестроении – соответствующий поворотник.
Алгоритм проезда при съезде:
- Обязательно включить правый поворотник.
- Заблаговременно перестроиться в крайний правый ряд.
Особые ситуации:
- Многополосный въезд/съезд: сохранять свою полосу при въезде и съезде, нельзя «срезать» через внутренние полосы.
- Разметка 1.16.1-1.16.3 (направляющие островки): нельзя наезжать на разметку, движение только по обозначенным полосам.
- Неравнозначные кольца: если есть знаки приоритета – руководствоваться ими.
Штрафы за неправильное движение по полосам
Неправильное использование полос движения может привести к серьезным нарушениям ПДД и штрафам. Рассмотрим основные виды наказаний за подобные нарушения.
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части (ст. 12.15 КоАП РФ):
- Несоблюдение требований по занятию полосы. Штраф: 1 500 руб.
- Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения. Штраф: 5 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев.
- Повторное нарушение правил участником дорожного движения (выезд на встречку). Штраф: лишение прав на 1 год (или 5 000 руб., если нарушение зафиксировано камерой).
Нарушения ПДД при перестроении и маневрировании среди дополнительных полос (ст. 12.14 КоАП РФ):
- Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед маневром (п. 8.1 ПДД). Штраф: 500 руб. (или предупреждение).
- Перестроение без учета приоритета (п. 8.4 ПДД). Штраф: 500 руб.
Нарушения на перекрестках (ст. 12.13 КоАП РФ):
- Выезд на перекресток при заторе. Штраф: 1 000 руб.
- Непредоставление преимущества на круговом движении. Штраф: 1 000 руб.
Нарушения при движении по выделенной полосе (ст. 12.17 КоАП РФ):
- Выезд на полосу для маршрутных ТС. Штраф: обычные города – 1 500 руб., Москва и СПб – 3 000 руб.
- Выезд на встречную выделенную полосу для объезда пробки. Штраф: 5 000 руб. или лишение прав на 4–6 месяцев
Нарушения на дорожных автомагистралях (ст. 12.11 КоАП РФ):
- Движение грузовиков далее второй полосы. Штраф: 1 000 руб.
- Разворот или движение задним ходом. Штраф: 2 500 руб.
Что еще почитать и посмотреть по теме
Если вас интересует углубленное изучение темы движения по полосам, вот подборка полезных материалов.
Официальные документы:
- ПДД РФ (разделы 8, 9, 11) – основные правила маневрирования.
- КоАП РФ (ст. 12.11, 12.14-12.17) – штрафы за нарушения разделительных полос.
- ГОСТ Р 52766-2007 – требования к оформлению дорожных разметок.
Полезные статьи:
Автомобильные форумы:
- Drive2.ru – реальные кейсы водителей, ситуации, когда запрещаются передвижения на различных полосах.
- Форум на auto.mail.ru – разбор спорных ситуаций.
Обучающие видео:
FAQ
Можно ли двигаться по левой полосе в городе, если я еду с разрешенной скоростью?
Да, но только если правая полоса занята другим участником дорожного движения или вы готовитесь к повороту налево/развороту. В остальных случаях ПДД рекомендуют держаться правее.
Что будет, если на кольце ехать по внешней (правой) полосе, но не съезжать на первом выезде?
Это нарушение. Правую полосу используют для съезда, а если едете дальше – перестройтесь левее. Штраф – 500 руб.
Разрешается ли обгонять по правой полосе на трассе?
Нет, обгоны по правой полосе запрещаются. Опережение (без выезда на встречку) справа допускается, но, если водитель впереди сам не нарушает. Штраф за обгон справа – 1 500 руб.
Обязан ли я перестраиваться в правый ряд, если обогнал фуру на загородной дороге?
Да. ПДД требуют возвращаться на правую проезжую полосу после обгона. Иначе штраф – 1 500 руб. Исключение – если в правом ряду препятствие.
Вывод
- Соблюдение правил движения по полосам – важный аспект безопасного вождения, который помогает избежать аварий и штрафов.
- Водитель, двигаясь на механическом транспортном средстве, должен всегда учитывать дорожную разметку, знаки, а также особенности городского и загородного трафика.
- Особое внимание следует уделять маневрам на перекрестках и круговых развязках, где ошибки в выборе полосы могут привести к серьезным последствиям.
- Грамотное использование левой, правой и средней полос, своевременное перестроение и соблюдение скоростного режима – залог комфортного и безаварийного движения.
- В нашей статье вы найдете главные правила, которые помогут вам стать грамотным и профессиональным водителем.