Добрый день. 18.05.2019 г. в связи с получением автокредита была навязана страховка жизни в ВСК на сумму 20 тыс. руб. Кредит полностью погасил в течение четырех дней. Затем подал заявление о прекращении договора страхования и возврате страховой премии 27.05.2019 г. Обещали вернуть деньги в течение месяца. Сегодня уже 13.07.2019 г. До сих пор деньги не вернули. Какими должны быть мои следующие действия? Писать в ВСК официальный запрос? Или сразу обращаться в надзорные органы и прокуратуру, чтобы их поторопили? И как думаете не пора ли требовать проценты за просрочку платежа и возмещение затрат на отправку юридически значимой корреспонденции?
Кот-юрист, спасибо за полный и исчерпывающий ответ.
Ответ эксперта
Автор одноимённого телеграм-канала
Первое, что нужно сделать — связаться со страховой компанией. Уточните у них, какое решение принято по вашей претензии. Попросите по возможности продублировать вам скан ответа на электронную почту. Могло случиться так, что по какой-то причине их ответ просто до вас не дошёл. Также могла возникнуть путаница с реквизитами или ещё какая-то ошибка. Например, вы подали заявление в банк вместо страховой.
Если после этого деньги так и не выплатят, можно готовиться к суду. Такие иски относятся к защите прав потребителя, то есть их можно подавать по своему месту жительства и без госпошлины. Подать иск можно самостоятельно, через общество по защите прав потребителей или с юристом.
Вообще, по закону при подаче заявления о возврате страховой премии в период охлаждения (первые 14 дней) возврат денег должны сделать за 10 рабочих дней. В прокуратуру смысла обращаться особо не имеет, т. к. у вас имущественный спор, а их разрешают только суды.
При подготовке к суду советую проверить свои правила страхования и полис — не прописан ли там обязательный претензионный порядок до обращения в суд? Если прописан, значит, придётся до суда направить в страховую претензию о возврате денег за страховку, иначе иск могут вернуть из-за несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Позаботьтесь о том, чтобы на руках было подтверждение вручения претензии страховой (претензия с отметкой страховой, почтовая квитанция об отправке заказного письма и уведомление о вручении).
Также, если у вас было коллективное страхование, стоит проверить, разрешают ли условия страховки возврат денег при досрочном отказе от страхования. К сожалению, общеобязательный период охлаждения на такие страховки пока официально не распространён. Для положительного исхода дела по коллективной страховке важно, чтобы вы уложились с подачей заявления на отказ от договора именно в тот срок, который по условиям договора даёт право на возврат денег.