Купил в феврале этого года сим-карту в Мегафоне. На этот номер оформил себе дебетовку на Т-Банке и Озон банк. Со временем начали беспокоить звонки о задолженностях и реклама о погашении и списание всех долгов. Только вот у меня нет ни одной задолженности просто по той причине, что я ни разу не брал ни кредит, ни рассрочку. Как оказалось, в мегафоне мне подсунули номер, которым раньше пользовался другой человек, у этого человека есть альфа банк и зарегистрирован он по моему номеру, у него там задолженности. Даже когда мне переводят деньги по моему номеру, помимо моих данных высвечивается ещё альфа банк на имя Евгения. Я решил сменить номер, не покупая новую сим-карту, сменил номер и сменил номер в Т-банке, но рассрочку так и не одобряют. Моя ЗП в 80 тыс. рублей в месяц позволяет мне купить что-нибудь в рассрочку, например, новый телефон, но мне постоянно отказывают, я не могу понять, в чём дело, помогите.
Ответ эксперта
генеральный директор МКК Creditter
Кредитная история (КИ) позволяет банку или МФО оценить финансовую дисциплину заёмщика, как он будет погашать свои обязательства по договору займа, сможет ли сделать это в оговорённые сроки.
Хранится КИ в Бюро кредитных историй (БКИ), включённых в государственный реестр бюро кредитных историй, ведение которого осуществляется Банком России
Сведения о заёмщиках в БКИ поступают от всех финансовых институтов — банков, микрофинансовых организаций, кредитных кооперативов, операторов инвестиционных платформ, лизинговых компаний. Пополнение новой информацией КИ происходит каждый раз, когда заёмщик взаимодействует с финансовой организацией — подаёт заявку на кредит или заём, вносит платёж или, напротив, задерживает его, погашает долг досрочно или в оговорённые сроки.
С начала прошлого года БКИ стали рассчитывать индивидуальный рейтинг граждан. Банки и МФО используют собственные оценки благонадёжности заемщиков, тем не менее с высоким рейтингом шансы на получение заёмных денег будут выше.
Срок хранения кредитной истории составляет семь лет. Отсчёт идёт с момента последнего изменения обязательств заёмщика.
Любой гражданин может получить данные по своей кредитной истории. Для этого потребуется узнать, в каком БКИ она хранится. Делают это через Центральный каталог кредитных историй. Запрос туда направляют через «Госуслуги», сайт ЦБ РФ, также это возможно сделать через любую кредитную организацию, МФО, кредитный кооператив, которые взаимодействуют с БКИ на основании заключённого договора об оказании информационных услуг, отделение почтовой службы, либо через нотариуса. Два раза в год запрашивать данные можно бесплатно (на бумажном носителе — один раз), в дальнейшем услуга предоставляется на платной основе.
Следить за своей КИ заёмщику нужно для того, чтобы в неё не попали ошибочные данные или не были открыты займы, которых он не оформлял. Обязательно проверить КИ следует в том случае, когда банк или МФО отказывают в выдаче денег. Возможно, вы брали заёмные средства, погасили долг, но в кредитной истории отметка об этом ещё не появилась. Финансовые организации видят действующий кредит или заём и отказывают в оформлении нового. Также нелишним будет проверить КИ в случае утраты документов, удостоверяющих личность.
Наиболее распространённые ошибки в кредитной истории — это незакрытые кредиты (займы), недостоверные сведения о субъекте кредитной истории (ошибки в ФИО, иных идентификационных данных).
Заглядывать в свою кредитную историю нужно периодически (хотя бы раз в год). Мониторить ошибки в кредитной истории заёмщику нужно самостоятельно: финансовые организации этого не делают.
Если вы обнаружили ошибку в кредитной истории, следует связаться со своим кредитором — банком или МФО, или обратиться напрямую в БКИ. Для переговоров могут потребоваться документы, подтверждающие вашу правоту, например квитанции об оплате ежемесячных платежей, в которых указаны даты внесения средств. Если информация подтвердится, исправление неточных данных в КИ может занять около 10 дней.