Между мной и страховой ООО «Совкомбанк страхование жизни» возник спорный вопрос. По договору страхования мною была внесена сумма в размере 200 000,00 руб. По окончанию договора страхования, а именно дожитие застрахованного, страховая организация выплатила мне сумму в размере 199 824,00 руб., предоставив расчёт: РАСЧЕТ суммы удержанного НДФЛ: ·Сумма, начисленная в связи с окончанием срока действия полиса (страховая сумма): 200 000,00руб. ·Сумма средств (по основной программе)*, оплаченных получателем выплаты: 198 650,00руб. ·Налогооблагаемая база: 200 000,00–198 650,00= 1 350,00руб. ·НДФЛ (13%): 1 350,00х 0,13 = 176,00руб. Получается, что страховая компания удержала налог с моих же взносов, разделив сумму на две части, возвратную и доходную. Правомерно ли?
Ответ эксперта
практический психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов
Умение принимать грамотные финансовые решения — это навык и результат определённого опыта, который мы получаем в течение всей жизни. Кто-то овладевает такими знаниями по своей профессии, во время выполнения какой-то работы. Но для большинства людей актуальным будет просто овладеть основами финансовой грамотности, тем более что сейчас на эту актуальную тему проводится достаточно проводится семинаров, различных обучающих курсов, есть много доступной информации в интернете, которую можно получить совершенно бесплатно.
Основа финансовой грамотности — это умение вести семейный или личный бюджет. Достаточно какое-то время просто записывать все свои траты, чтобы понять, куда и сколько денег мы тратим. Второй этап — это научиться сокращать расходы, вычёркивая из бюджета приобретения не самые важные, не первостепенные. Эта модель поведения, кстати, сейчас, в условиях кризиса, стала актуальной для многих. Даже ретейл отмечает, что люди снизили затраты по разным готовым продуктам (готовят сами), по снекам (экономят) и т. д. Одновременно надо искать дополнительные источники дохода — это могут быть подработки или освоение нового навыка, который даст возможность зарабатывать, кроме основной работы.
В-третьих, важно ставить себе определённые цели. Обозначить сумму, которая нужна для крупной покупки, сроки, к какому числу нужно накопить эти деньги и т. д. И нужно определять главное — что предпочтительнее покупать, от чего лучше отказаться, что первостепенно.
И все свои финансовые решения стоит разбивать на конкретные этапы. Не задумываться сразу о покупке дома, к примеру. А сначала выяснить разницу цен — за сколько дом можно купить, какой именно и где. Вполне возможно, что такое исследование покажет, что даже эта большая цель достижима, а стоимость покупки вам по силам со временем. Второе — определиться с возможностью взять ипотеку, взвесить, насколько для вас возможен именно такой первоначальный взнос. «Потянете ли» вы такой ежемесячный платеж и т. д.
Тут уместным будет сказать о том, чем цель отличается от мечты. Мечта — это нечто не очень хорошо сформулированное, существующее в нашей голове без привязки к реальности, к нашим собственным деньгам. Например, «Хочу виллу!» — это мечта. Потому что неясно, какую именно виллу, где она находится, какого размера, сколько стоит, сколько там комнат и т. д. А цель выглядит по-другому: «Хочу накопить столько-то денег, чтобы внести первоначальный взнос (столько) в таком-то банке и получить кредит на покупку такого дома (виллы) за такие деньги». Это конкретика. Вы всё просчитали, взвесили свои возможности, пересмотрели (возможно) первоначальный вариант и приняли решение идти к цели постепенно, мелкими шагами, но не нарушая своих собственных установок и задач. Это и есть финансово грамотные решения — продуманные до мелочей. Вы от них не отступаете и двигаетесь к ним с учётом своих ресурсов (денег, сил, наличия затрат, работы и т. п.).