Я беременна. Самозанятая. По первому ребенку мать-одиночка. Второй, которым беременна, папу имеет, я в браке. Подавать на синхронизацию пособий в январе 2026. Значит, период возьмут с декабря 2024 по ноябрь 2025. В этот период я оставалась матерью-одиночкой для первого ребенка и была беременность (сейчас 7 мес, дай Бог будет 9). Далее уже родится малыш и будет уход за ребенком до 3 лет. Но в расчетный период попадает мой заработок за декабрь 2024 и январь, февраль 2025. В феврале 2025 я уже встала на учет ранний. И доходы мои прекратились в связи с сильным токсикозом. Вопрос: нужно ли мне сейчас закрывать самозанятость? И как ко мне будет применено 4мрот? Спасибо.
Ответ эксперта
Адвокат Московской коллегии адвокатов «SED LEX»
С 01 января 2018 года вступили в силу изменения в Указаниях Банка России "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования", согласно которым при осуществлении добровольного страхования (в т.ч. и коллективного страхования) в договоре должно быть предусмотрено условие о возврате страховки при отказе страхователя в течение 14 календарных дней. До вступления в силу изменений был установлен срок 5 рабочих дней.
Так, если страхователь отказался от страховки в течение 14 дней и до даты начала действия страхования, то уплаченная страховая премия подлежит возврату в полном объеме.
Если страхователь отказался от страховки в течение 14 дней, но после даты начала действия договора страхования, то возвращается уже не вся сумма страховой премии, поскольку страхователь вправе удержать часть страховой премии пропорционально сроку действия договора страхования.
Однако, на практике ряд банков игнорируют вышеназванные Указания ЦБ РФ, указывая в договоре коллективного страхования , что заемщик вправе отказаться от участия в программе страхования но при этом плата за участие в программе страхования не возвращается.
В таких ситуациях необходимо обращаться в суд с требованиями о признании недействительным пункта , не допускающего возврат платы за участие в программе страхования, о взыскании части страховой премии. Верховный суд РФ в октябре 2017 году встал на защиту потребителей (заемщиков), указав, что условие договора страхования, не допускающее предусмотренный Указанием ЦБ РФ возврат платы за участие в программе страхования в случае отказа заемщика от участия в такой программе, является в этой части ничтожным. (Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 49-КГ17-24).