Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает предприниматель Арсений Фролов.
Скажу сразу: являюсь самозанятым, у которого были и ООО, и ИП.
Для начала работы самозанятому потребуется совсем немного, а именно: определиться с видом деятельности, подать заявку на присвоение статуса, получить подтверждение и познакомиться с приложением «Мой налог».
Из специфики необходимо помнить, что за работу с юридическими лицами платится налог 6%, с физическими — 4%. Также нельзя работать с юридическими лицами, в штате которых вы числились за последние два года, и ваш годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона ₽.
Прежде всего, я бы порекомендовал обзвонить своих будущих клиентов (если таковые есть) и уточнить отношение их бухгалтерии к работе с самозанятыми. Стоит учитывать, что если в Москве, Санкт-Петербурге и других мегаполисах все давно приспособились, то в «глубинке» и даже городах-миллионниках в регионах это совсем не так. Так, на одном из проектов главный бухгалтер наотрез отказалась подписывать договор с самозанятым, после чего мы заключили договор ГПХ, где чётко описали выполняемые работы, и организация платила 13% НДФЛ как налоговый агент — вместо 6%, исчисляемых из вознаграждения.
Для работы вам понадобится скачать и отредактировать под себя Договор на оказание услуг для той категории заказчиков, с которыми будете работать. Также стоит заранее подготовить и Акт выполненных работ, потому что, как и в любых договорах ГПХ, оплату вы будете получать согласно проделанной работе, а не за нахождение в офисе. И хотя Акт не является обязательным документом, многие бухгалтеры его запрашивают.
Лично мне очень нравится работать (иметь у них расчётный счёт, банк-клиент и дебетовую карту) с банками, которые ориентированы на самозанятых граждан, потому что внутри банк-клиента таких организаций можно автоматически оплатить налог, выписать чек, одновременно предоставив данные для налоговой и имея возможность пользоваться своими честно заработанными денежными средствами. Иначе чек, который самозанятый обязан предоставить после оплаты, придётся формировать в приложении «Мой налог» (в принципе, тоже весьма удобно организованном).
Если вы сознательно и на долгий срок выбираете путь самозанятого, то морально нужно готовиться к минимальному уровню пенсии. Однако нет худа без добра. Когда ты точно знаешь, что если и доживёшь, то будешь получать минимальную сумму от Пенсионного фонда, голова начинает работать иначе. Вдруг начинаешь интересоваться такими вещами, как финансовая грамотность, движение F.I.R.E., сложный процент, инвестиции... Иными словами, становишься осознанным, финансово грамотным человеком, который начинает формировать капитал для жизни на пенсии (главное — не покупать сразу криптовалюту на весь портфель).
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает адвокат Александра Кузнецова.
Есть два способа:
В магазине приложений нужно скачать приложение «Мой налог». При первом открытии приложение предлагает зарегистрироваться одним из трёх способов:
При использовании первых двух способов приложение автоматически подтянет паспортные данные из других сервисов. Необходимо будет выбрать виды деятельности и отправить заявление, то есть просто нажать кнопку. И всё.
Если до сих пор нет аккаунта на Госуслугах, то нужно выбрать функцию регистрации «по паспорту». Вводятся данные, номер телефона, выбирается регион и виды деятельности. Потом приложение попросит сделать селфи с паспортом для идентификации, после чего заявление будет отправлено в ФНС, и человек получает ответ о регистрации.
Законом предусмотрено, что зарегистрироваться можно через уполномоченные банки. В перечень включены Сбербанк, Тинькофф, Альфа и прочие (полный список — по ссылке).