Между мной и страховой ООО «Совкомбанк страхование жизни» возник спорный вопрос. По договору страхования мною была внесена сумма в размере 200 000,00 руб. По окончанию договора страхования, а именно дожитие застрахованного, страховая организация выплатила мне сумму в размере 199 824,00 руб., предоставив расчёт: РАСЧЕТ суммы удержанного НДФЛ: ·Сумма, начисленная в связи с окончанием срока действия полиса (страховая сумма): 200 000,00руб. ·Сумма средств (по основной программе)*, оплаченных получателем выплаты: 198 650,00руб. ·Налогооблагаемая база: 200 000,00–198 650,00= 1 350,00руб. ·НДФЛ (13%): 1 350,00х 0,13 = 176,00руб. Получается, что страховая компания удержала налог с моих же взносов, разделив сумму на две части, возвратную и доходную. Правомерно ли?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Эксперт по финансовой логистике и трансграничным расчётам, член комиссии по ЦФА ТПП РФ и РСПП РФ Александр Вайс перечислил неочевидные комиссии, на которые натыкаются пользователи.
Эквайринг + надбавка площадки. Интернет-магазин может переложить часть своей эквайринговой ставки (обычно 1,6–2,2%) на клиента, маскируя это под «сервисный сбор».
Двойная конвертация. Покупка в валюте через рублёвую карту: сначала банк списывает рубли — USD, затем платёжная система USD — валюту продавца. Потери могут составлять до 3%.
DCC (Dynamic Currency Conversion). На зарубежных сайтах система предлагает оплатить сразу в рублях, но курс завышен на 4–6%.
Комиссия за перевод между банками в Системе быстрых платежей после 100 тысяч ₽ в месяц — 0,5%, минимум 30 ₽. Между своими счетами в разных банках можно бесплатно переводить до 30 миллионов ₽ в месяц.
Почему время суток важно
У ряда банков переводы «карта-карта» между разными платёжными системами с 23:00 до 7:00 тарифицируются как «ускоренные» — плюс 0,4–0,7 п. п., потому что процессинг идёт в режиме «ночного окна». В будни днём тот же платёж пройдёт по базовой ставке или через СБП без комиссии.
Как сумма влияет на процент
Мелкие переводы невыгодны, если есть фиксированный минимум. Пример: комиссия 1%, минимум 50 ₽. При платеже 500 ₽ придётся заплатить не 1%, а 10%.
В то же время если предусмотрен фиксированный максимум (скажем, 1000 ₽), то можно не волноваться насчёт крупных переводов, комиссия окажется не столь ощутимой.
Мобильное приложение vs веб-версия
Как платить без лишних расходов
«Таким образом, зная правила конвертации, лимиты СБП и "ночные надбавки", можно сократить расходы на онлайн-платежах до статистических копеек», — резюмирует Александр Вайс.
По мнению директора по исследованиям и консалтингу Markswebb Тимофея Барсова, доверие к банку во многом формируется через интерфейс мобильного приложения — основного канала для управления финансами. Особенно важно, как банк информирует о комиссиях: своевременность и прозрачность.
Markswebb регулярно проводит UX-тестирования с участием реальных клиентов. В одном из недавних исследований девять из 12 пользователей остались недовольны тем, как банк сообщил о комиссии. Семь из них вообще не заметили списания: «У меня было положительное впечатление до того момента, когда увидел слово “комиссия” на экране успеха. Возникло ощущение, что от меня что-то скрыли».
В методике оценки банковских приложений Markswebb использует два блока критериев, описывающих, как можно и нужно информировать о комиссиях.
Пользователь должен видеть, сколько он заплатит, до подтверждения операции. Это возможно, если реализован онлайн-расчёт комиссии:
По данным исследования Markswebb Mobile Banking Rank 2024, 15 из 20 крупнейших банков в России реализуют все эти сценарии — и этот показатель стабилен с 2022 года.
Второй подход — размещение полного тарифа по продукту (обычно в формате PDF). Этот способ реализован технически проще и позволяет выполнить базовые критерии: наличие файла с тарифами по дебетовым картам; по кредитным картам; по вкладам. Однако взаимодействие с PDF неудобно: файл нужно искать, открывать, читать мелкий шрифт и разбираться в лишней информации.
По данным MBR 2024, только четыре банка из топ-20 разместили тарифы в интерфейсе в удобном формате, а PDF-файл добавили 13 банков. Так что Тимофей Барсов считает, что у банков остаётся большая зона роста — это простое и прозрачное размещение информации о комиссиях внутри интерфейса, а не в громоздких документах. Это не только улучшает пользовательский опыт, но и напрямую влияет на доверие к сервису.
⚡️ Читайте ответы экспертов на вопросы о деньгах, а также главные финансовые новости в телеграм-канале журнала Сравни.