Я беременна. Самозанятая. По первому ребенку мать-одиночка. Второй, которым беременна, папу имеет, я в браке. Подавать на синхронизацию пособий в январе 2026. Значит, период возьмут с декабря 2024 по ноябрь 2025. В этот период я оставалась матерью-одиночкой для первого ребенка и была беременность (сейчас 7 мес, дай Бог будет 9). Далее уже родится малыш и будет уход за ребенком до 3 лет. Но в расчетный период попадает мой заработок за декабрь 2024 и январь, февраль 2025. В феврале 2025 я уже встала на учет ранний. И доходы мои прекратились в связи с сильным токсикозом. Вопрос: нужно ли мне сейчас закрывать самозанятость? И как ко мне будет применено 4мрот? Спасибо.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает директор инвестиционного департамента УК «РСХБ Управление Активами» Александр Присяжнюк.
Говоря о дальнейшей траектории ключевой ставки, можно привести основной ориентир для рынка, который предполагает наличие либо отсутствие прогресса по итогам декабря 2024 года — января 2025 года в части замедления динамики кредита, деловой активности и снижения инфляции. По нашим ожиданиям, по итогам декабря мы можем увидеть существенное замедление кредитования, при этом деловая активность не будет демонстрировать заметного замедления (Новый год, все основные экономические агенты стараются исполнить свои годовые планы). При таких исходных данных инфляция по итогам декабря может легко перешагнуть отметку в 1,6% м/м, или 9,7% г/г. Также следует обратить внимание и на бюджетный импульс в декабре, когда должны были состояться триллионные расходы федерального бюджета — они способны придать дополнительное ускорение инфляции.
В случае если по итогам января инфляция начнёт демонстрировать динамику в 0,7–0,8% м/м, это уже можно будет считать локальным успехом, по крайней мере это поспособствует смягчению риторики и неувеличению ключевой ставки на заседании ЦБ в феврале. В случае если динамика инфляции по итогам января «уйдёт» за 1% м/м, то жёсткой риторики регулятора не избежать, при этом произойдёт повышение ключевой ставки по итогам заседания Банка России в феврале или нет, будет зависеть от того, насколько сильной окажется динамика устойчивых компонентов инфляции. Касательно динамики кредитования можно отметить, что рост по итогам января выше 0,9% м/м по любому сегменту (розница, корпкредитование) станет очередным негативным сигналом для ЦБ и может заставить внедрить очередные меры регуляторного воздействия (увеличение текущих макропруденциальных надбавок, иные ограничения).
Альтернативным рычагом воздействия ЦБ на инфляцию является набор соответствующих макропруденциальных мер. Это надбавки при резервировании ссуд, установка лимитов по долговой нагрузке для заёмщиков и т. п. Отметим, что они используются в отношении новых кредитов, что должно привести к более быстрой «утилизации» капитала и ограничению выдачи новых кредитов. На практике это приводит к замедлению потребительской активности и инфляции. При условии, если значение текущей инфляции в ближайшие месяцы пойдёт вниз и закрепится на уровне 4–5% г/г продолжительное время (то есть более трёх месяцев), тогда можно говорить о чрезмерно высоких реальных процентных ставках в экономике и, следовательно, о возможном снижении ключевой ставки.