Мобильный оператор сделал бесплатную услугу платной и списывал с меня 1,5 рубля в день, не предупреждая и не оповещая об этом. Увидела изменения случайно в личном кабинете спустя 2 месяца. Законно ли поступает оператор? Могу ли я требовать компенсацию?
Я здесь по весне цапался с МТС. Всё-таки убедил их, что стоимость услуги они менять могут, а суть — нет. Зашёл спор об услуге «Единая страна», которая «сделает для вас все входящие звонки совершенно бесплатными!» При подключённой услуге у меня в роуминге по России входящие стали платными. Я им доказал, что суть услуги — «все входящие — бесплатно» — они менять не могут. Цену — да, но не суть.
Генеральный директор Правокард
В этой ситуации закон не на стороне абонента. По закону «О связи» оператор обязан извещать клиента об изменении тарифов или стоимости услуг не позднее чем за 10 дней до этого. При этом сделать это можно, просто разместив информацию об изменениях на официальном сайте. Даже не обязательно отправлять СМС.
Норма о том, что оператор может сам изменять тариф или стоимость конкретной услуги, как правило, отражена в договоре с абонентом. Подписывая его, клиент даёт на это согласие, и потому оспорить это в дальнейшем будет сложно.
Данная норма нашла своё подтверждение в решении Верховного суда РФ по делу 16-334 от 15 июня 2016 г. В нём отмечено, что условия договора с оператором сотовой связи должны соответствовать правилам оказания услуг связи. ВС РФ в иске абоненту отказал, указав, что оператор может самостоятельно устанавливать и менять свои тарифы, если иное не запрещено федеральным законом. Федеральных законов, прямо или косвенно запрещающих это делать, на сегодняшний день нет.
Ответ эксперта
Автор одноимённого телеграм-канала
У мобильного оператора есть право в одностороннем порядке изменять тарифы на услуги телефонной связи при условии предварительного уведомления клиентов. Уведомлять об изменении тарифа оператор должен как минимум за 10 дней через размещение информации на своем сайте, а также через рассылку СМС. Но иногда условиями договора с конкретным абонентом может быть предусмотрен и другой порядок уведомления. Так сказано в п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи (постановление Правительства РФ №1342 от 09.12.2014).
Если никакого уведомления о смене тарифа не было, можно писать претензию оператору, а также жаловаться в Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Первый может оштрафовать оператора за нарушение прав потребителей (например, включение в договор условий, ущемляющих ваши права). Второй — за нарушение лицензионных требований по лицензии на оказание услуг связи.