Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Дети и деньги: как передать правильное отношение к деньгам

При абсолютно равных стартовых условиях одни люди богатеют, другие беднеют. Задумывались, почему так? Совладелец чатбот-банка Talkbank Александр Попов рассказал, что могут сделать родители, чтобы вдохновить своих детей на успех.

Жизнь — это путь из текущего момента в будущее. Если представить это в виде графика, где горизонтальная линия — это время, а вертикальная — достижения, то многие сочтут, что их путь начался лет в двадцать, после окончания вуза и старта трудовой деятельности. Но на самом деле часть времени и возможностей к этому возрасту они так или иначе уже использовали: потеряли или, наоборот, реализовали. Дуга по этому графику должна быть нацелена вверх ещё с раннего возраста — это то, что и должны родители передать в первую очередь.

Мерилом успеха на графике чаще всего становится количество заработанных денег. Точнее, то, что у человека было изначально, и чего он добился. Разница между минимальной и максимальной точками и есть его личный вклад. И если стартовые условия были хуже, чем у остальных, то придётся прилагать больше усилий. Но и ценность успехов будет в итоге выше и значительнее, как в случае с известным мотивационным оратором и писателем Ником Вуйчичем, который родился без рук и ног.

И наоборот, если человек с рождения богат, то его капитал в миллион долларов, который к концу жизни вырастет ещё на сто тысяч долларов, не будет равнозначен вкладу человека без наследства, заработавшего сто тысяч долларов с нуля.

Поэтому мотивация и нацеленность на результат приносят больше удовлетворенности по нашей шкале, нежели наследство. На развитии этих качеств и должно базироваться формирование правильного отношения к деньгам — вне зависимости от того, богаты вы или нет. Как это сделать?

Я могу рассуждать на эту тему с позиции сына, которого очень вдохновляют и которому помогают в жизни финансовый опыт отца и навыки, переданные им вместо состояния.

Я — третий ребёнок в семье, и с родителями у меня большая разница в возрасте. Когда я родился, папе было 39 лет. С раннего детства со мной общались достаточно по-взрослому, я не помню, как со мной игрались в игрушки, но помню множество бесед, когда со мной обсуждали взрослые темы — образование, карьеру, бизнес. Теперь у меня есть своё дело. На основании этого я вывел несколько главных уроков. 

1. Все цели необходимо записывать

Наши цели в жизни — как некие касательные к этому графику. Людям, которые вообще не ставят целей, сложнее поднимать линию вверх.

Уровень дохода растёт в соответствии с целями. Не бывает, что вы ничего не хотите, а ваш банковский счёт увеличивается сам по себе. Люди, у которых растут доходы, нацелены на это: у них есть план. Наиболее иллюстрирующим доказательством силы целей в жизни является исследование, которое проводили в Гарварде в середине прошлого века. Опрос среди выпускников показал, что только 3% респондентов ставили перед собой цели и записывали их. Через 20 лет на встрече выпускников всем участникам задали вопрос об их доходах. Оказалось, что уровень доходов тех, кто записывал свои цели, был в разы выше, чем доходы остальных 97%. Грандиозный разрыв связан с тем, что люди записывали свои цели, записывали планы и пытались следовать им. И вот эта разница, когда люди прописывают план и когда живут по наитию, драматическая.

Когда есть цель, появляется горизонт планирования, в горизонте планирования появляются краткосрочные и долгосрочные решения.

С ребёнком стоит говорить о его способностях, что ему нравится, что получается, а что — нет. У него должна быть возможность заниматься этим постоянно, расти в этом направлении и добиваться результата.

Если цель стать космонавтом — то надо его поддерживать в этом, пусть не все дети смогут ими стать, но то настроение, когда его мечта поощряется родителями, позволит в будущем выбирать другие цели. Он будет понимать, что родители не будут пытаться из него сделать юриста, экономиста, балерину, если ему интересна молекулярная физика. Чтобы у человека были личные цели, а не соседские, его должны поощрять в детстве. Ведь только собственные цели по-настоящему мотивируют человека.

2. Всё получится, если постоянно прикладывать усилия

Хороший пример для мотивации — построить математическую зависимость от выполнения плана на 1% каждый день в течение всего года. Если ваша доходность, результативность будет увеличиваться примерно на 1% в день, то к концу срока вы «заработаете» около 3 700%. Но если каждый день вы будете не дорабатывать всего на 1%, то ваш результат станет ещё меньше, чем был изначально — 0,03%. День, в который вы позволили себе небольшую лень, сильно повлияет на общий итог. Ведь чтобы потом всё наверстать, придётся прилагать сверхусилия, работать в какие-то дни на 200–400%.

Попытка быстро догнать результат, получить его одним решением, одним действием, чревата крупными потерями. Это и приводит к ситуациям, когда люди вкладывают всё, весь свой пенсионный капитал, в МММ или другие рисковые проекты, пытаясь компенсировать большие потери времени.

Знание этого и постоянное напоминание об этом помогают при прокрастинации. Когда человек думает такими категориями, как каждодневный результат, он начинает умножать свои усилия.

3. Первые деньги должны идти на развитие личных навыков

Многие молодые люди не задумываются о пенсии, потому что живут только в текущем моменте. Но если они увидят свой график, то поймут, что на нём есть конечная точка, где они стареют и их доходы падают, поэтому нужно что-то делать уже сейчас, чтобы изменить ситуацию. А выход здесь только один — начать инвестировать в себя, потому что именно навыки и будут влиять на всю твою жизнь.

В школьные годы я и мои братья посещали несколько кружков. У меня не самая богатая семья, но все мы получили прекрасное высшее образование. И с нами никогда не обсуждалась тема, что мы не можем себе этого позволить. Может, мы и не ездили лишний раз на курорты, меньше ходили в парки аттракционов, но никогда не ставился вопрос, как найти деньги, чтобы получить образование. Я учился в ведущем вузе страны, и то, что я мог общаться там с другими талантливыми и амбициозными ребятами, очень помогло мне в бизнесе. Многие мои однокурсники сейчас возглавляют крупные IT-компании или работают в инвест-холдингах, что позволяет мне общаться совершенно на другом уровне и договариваться о привлечении инвестиций и других возможностях, чем если бы мы не учились вместе. И это одна из важных составляющих при выборе вуза.

Достигнув определённых высот в развитии личных навыков и имея положительный финансовый поток — когда зарабатываешь больше, чем тратишь, — можно направлять «избытки» средств уже в классические инвестиции, чтобы выровнять проседающую часть на графике.

4. Бизнес — это с детства

Нужно поощрять игры, где есть деловая составляющая, и достаточно рано начать доверять детям деньги в управление. Если ребёнок живёт в модели «есть карман родителей для покупки необходимых вещей», то с большой долей вероятности из него вырастет бюджетник. Он смирится с маленькой зарплатой, потому что она гарантированная и по расписанию — в отличие от ситуации, когда работаешь на себя.

Если посмотреть на истории успешных бизнесменов, то первые попытки заниматься своим делом они делали очень рано. У Ричарда Брэнсона ещё в юном возрасте были какие-то подработки, затеи, которые приносили маленькие деньги.

Пожалуй, такой базы будет достаточно. На неё легко лягут остальные экономические знания. Остаётся только два вопроса:

Как формировать правильное отношение к деньгам, когда их много?

Опять же примеры миллиардеров, таких как Уоррен Баффет, Билл Гейтс, показывают, что лучше не передавать деньги в чистом виде. На мой взгляд, есть две здоровые модели. Либо вы растите своего ребёнка как наследника. И речь не о том, что когда вас не станет, он сможет сразу всё потратить, не стоит грузить на него свои миллионы. Смысл в том, чтобы он был готов ими умело распоряжаться и стремился к большему, ставил амбициозные цели, прикладывал усилия. Если у него изначально условия выше нуля, например, 10 млн долларов, то ставьте перед ним планку в 100 млн, чтобы ему было куда расти, и у него был личный вклад, которым он смог бы гордиться.

Хуже всего, когда детям ничего не говорят о деньгах и устраняют их от самого процесса. Это плохо влияет на отношения с родителями, наследники только и ждут, когда же получат своё состояние. Лучше вовлекать их в бизнес, чтобы они тоже в этом участвовали и понимали, что это нелегко, уважали ваш труд.

Либо второй вариант — отчуждать от прямого управления, давая им некий стартовый капитал. Если человек не коммерческий, то стоит инвестировать в его развитие, совершенствование творческих навыков, чтобы он стал музыкантом, художником. Когда он вырастет, капитал для него станет социальной наградой, которая позволит ему полностью обеспечить свою семью и заниматься своим проектом.

Как формировать правильное отношение к деньгам, если у вас самих его нет?

Во-первых, вам нужно поменять своё отношение к деньгам. Конечно, вы не станете после этого супербогатым, потому что упустили уже много времени. Но у вас появится наглядная модель. Дети не воспитываются словами, они воспитываются поведением родителей, копируют его или отрицают.

Можно исключить действие неправильных паттернов, отдав ребёнка в экономическую или предпринимательскую школу, на специальные финансовые курсы для детей, или привлечь к воспитанию успешных родственников и знакомых. Тогда ребёнок будет воспринимать эти знания через авторитет других людей. Главное — не побояться признать факт, что у вас не получилось, вы не умеете обращаться с деньгами, и постараться отдать детей в среду, где навыки финансового поведения лучше, чем у вас. Это позволит им выйти в безбедность. Как думаете, почему богатые родители отправляют детей в специальные школы, где также учатся богатые дети? Так передаётся наука быть богатым.

Автор: Александр Попов, со-основатель Talkbank.io, инфографика – Елизавета Грачёва, фото – shutterstock.com