Рассказываем, как вы можете применить открытия новоиспеченного нобелевского лауреата Ричарда Талера, чтобы не тратить деньги зря.

Лайфхаки от нобелевского лауреата: как не сделать плохой выбор
1. Не идите по пути наименьшего сопротивления
Если договор, который подписал человек, имеет автоматическую пролонгацию (продление по умолчанию), то с большой вероятностью он из года в год будет оставлять всё как есть. Не пытаться пересмотреть условия, которые за год могли стать невыгодными. Просто потому, что это не требует от него усилий.
Это подтверждает исследование пенсионного плана, участниками которого были университетские преподаватели конца 1980-х. За всю карьеру более половины преподавателей так и не изменили способ распределения средств.
2. Отмените ненужные подписки
Предложение три месяца получать бесплатно какие-то услуги, например оформить журнальную подписку или возможность установить вместо гудков на телефоне любимую мелодию, кажется привлекательным. И многие на это соглашаются. Но по прошествии бесплатного периода далеко не все и не сразу отключают по сути ненужную им опцию.
Так, коллега Талера десять лет был подписан на издания, которые едва пролистывал. И только намеревался отменить подписку. На это и расчёт.
3. Пробуйте переформулировать любую информацию
Представьте свою реакцию, когда врач говорит вам: «90 из 100 пациентов, которым делали эту операцию, живы». А теперь задумайтесь над этими же данными, но произнесёнными в обратном порядке: «10 из 100 умерли». Смысл один, а решения разные. Таков эффект фрейминга (изложения информации разными способами, что позволяет управлять смыслом).
Чтобы не стать жертвой этого психологического приёма, нужно всегда пробовать получить другой ответ — включить рефрейминг.
4. Выбирайте, с кем обедать
Ужин в компании людей с хорошим аппетитом с большой долей вероятности приведёт к вашему перееданию. Чем больше будет количество друзей за столом, тем больше вы рискуете съесть. Например, во время ужина на двоих человек съедает на 35% больше, чем в одиночку. Если в трапезе участвуют четыре человека, то уже на 75% больше. Это называется социальным влиянием. Поэтому если вы стремитесь похудеть, ходите на обед с коллегами, которые едят меньше вас.
«Если пищевые привычки друзей повлияли на вас, то вряд ли имеет место осознанное подталкивание. Но в то же время социальное влияние может применяться целенаправленно. Рекламодатели хорошо осведомлены о его возможностях. Часто они подчеркивают, что данный продукт "предпочитает большинство"», — пишут Ричард Талер и его коллега Касс Санстейн.
5. Лучший способ развить самоконтроль — пари
С понедельника начну ходить в спортзал, больше не буду пользоваться кредитной картой, начну копить подушку безопасности, перестану есть фастфуд и всё в таком духе. Но как часто подобные обещания так и остаются в виде мыслей? Хотя, казалось бы, для их реализации нужен всего лишь самоконтроль.
Для победы над внутренним Гомером, который склонен к неразумным решениям, Талер предлагает прибегнуть к помощи других людей. Например, заключить с другом пари. Так поступили экономисты Джон Ромалис и Дин Карлан в бытность своего обучения в магистратуре. Поняв, что набирают вес, они заключили между собой сделку. По её условиям каждый из них должен будет сбросить 13 килограмм за девять месяцев. Тот, кто не достигнет нужного результата, должен будет заплатить другому 10 тысяч долларов. В итоге они оба пришли к своей цели.
По материалам книги Nudge
