Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Правила бизнеса: Дмитрий Кибкало, основатель сети «Мосигра»

Дмитрий Кибкало открыл сеть магазинов настольных игр «Мосигра», издательство «Магеллан» и сеть футбольных школ «Метеор». До того как начать свой бизнес, он успел поработать в футбольном клубе и продюсерском центре. На бизнес-форуме ReForum в Москве Кибкало рассказал о том, как учиться на ошибках в бизнесе.

Про ошибки в бизнесе

Обычно истории успеха выглядят ярко и круто. На самом деле любой бизнес — это бег с препятствиями и ежедневные ошибки.

Я 10 лет в бизнесе и могу сказать, что каждый день принимаю хотя бы одно решение, которое впоследствии буду считать неправильным.

Ошибка №1: делать суперпродукт. У меня была мечта сделать настольную игру. Я ничего в этом не понимал и сделал игру с настоящими железными монетками, оловянными солдатиками, дорогой деревянной коробкой. Создал 100 этих коробок со средней себестоимостью 5 000 ₽ за штуку (это был 2008 год). Решил попробовать продать, пришёл в магазин игр, а они мне говорят: «Ты что, обалдел? Средняя игра стоит 1 000 ₽, а ты нам по 5 000 ₽ предлагаешь купить. Да это вообще не вариант». В этот момент я начал что-то понимать.

Мне повезло. Сразу скажу: в итоге мы продали почти миллион коробок следующей версии той игры (правда, её пришлось полностью переделать). В очень большой степени вокруг этой игры была выстроена вся инфраструктура. Чтобы продать эти коробки, мы сначала открыли интернет-магазин, потом — розничную точку, запустили франчайзинг, построили своё производство. За 10 лет мы создали магазины в 38 городах и четырёх странах.

Прежде чем создавать продукт, нужно задать себе вопросы. С кем этот продукт будет конкурировать? По какой цене он будет продаваться? Какую наценку ожидает сделать продавец? Иначе есть очень большой риск потерять деньги.

Ошибка №2: быть самонадеянным. Три года спустя мы выплыли из первой неудачи, отбили деньги, и продажи вроде пошли. На тот момент у нас было восемь магазинов в Москве — и было ощущение, что мы держим бога за бороду, что у нас золотые руки: к чему ни прикоснись — сейчас монеты полетят. И как делают экспансию в регионы настоящие пацаны — мы открыли сразу 10 магазинов. Чтобы понимать масштаб бедствия: сейчас из них работает один. Это история о 30 миллионах ₽, которые оказались закопаны в песок. Вместо того чтобы проанализировать, испытать модель на чём-то маленьком, масштабировать её поэтапно, мы бахнули по полной — и получили по полной.

Разница между Москвой и регионами очень сильная. Вообще, у каждого города есть своя особенность, которую глупо не изучить. Полезно узнать у местных жителей, как они принимают решения, сколько денег готовы тратить, где они удовлетворяют потребность, которую мы хотим заместить.

Удалённое управление бизнесом — сложная штука. Магазин без хозяина на месте всегда работает намного менее эффективно.

Ошибка №3: великие эксперименты. Возможно, вы знаете, что пару лет назад в Москве изменились правила работы киосков Союзпечать. У нас загорелись глаза, мы почувствовали запах жареного: представили, что в этих киосках могли бы быть наши игры. Представительства «Мосигры» были бы у каждой станции метро — это же огромный кусок! Наученные предыдущим опытом, взяли сначала один киоск и стали смотреть, как пойдёт. Он не вышел в прибыль, но мы решили не ждать, пока раскочегарится полностью — и взяли ещё три. Мучились, мучились — не идёт. Но вера не гаснет, и мы туда заливаем деньги, тушим этот пожар… В какой-то момент поняли, что многовато. Пришлось принять этого «лося» (от англ. loss — потеря — Сравни.ру) , зафиксировать и выйти.

Если ты попал в яму, первое, что нужно сделать — это перестать копать. Начиная тестировать гипотезу, нужно заранее для себя определить планку, на которой эти эксперименты нужно заканчивать. Потому что ощущение, что «ещё чуть-чуть, и я дожму», не проходит, к сожалению.

Ошибка — это платное обучение. И раз уж мы заплатили за это большую цену, важно сделать выводы, зафиксировать их для себя и не наступать на эти грабли второй раз.

Про старт своего бизнеса

«Мосигра» — не первый мой бизнес. Первый — обоср**ся. Я пытался делать сертификаты на услуги — то, что потом несколько компаний сделали. Я эту компанию мучил и не домучил.

Очень большая часть проектов останавливается, потому что не хватило терпения. Хотелось результат пораньше — нет результата — да ну его в баню. А можно было бы ещё подождать, и он бы «полетел».

Да, потом я решил сделать игру, которая оказалась никому не нужна. Это вообще мой конёк. Научный руководитель в университете окрестил мою дипломную работу «Теорема, поражающая своей ненужностью».

Я с опаской отношусь к идеям, у которых нет конкурентов, по одной причине: я не считаю себя самым умным в мире. Когда чего-то не существует, то с вероятностью 99% это никому не надо, и всего 1%, что я — гений и никто просто до этого не додумался. Мне кажется, я не умею придумывать ничего гениального. Я умею у кого-то «украсть» идею, перемешать и попробовать добиться чего-то большего.

Про начинающих предпринимателей

Надо заранее понимать, что бизнес — это игра с неполной информацией. Стопроцентной гарантии не даст никакой уровень аналитики, никогда. Веришь — пробуй, но будь готов, что деньги потеряешь. Не готов терять деньги — лучше работай на дядю.

В каждом старте есть доля анализа и доля удачи. Доля анализа везде одинаковая, но где-то удачи хватило, а где-то — нет. В «Мосигре» на стадии анализа «зарубается» 95 проектов из 100. Пять проектов запускается. А «взлетает» из них — один.

Легко моделировать бизнес, у которого есть примерный шаблон. Когда создаёшь что-то совсем новое, моделировать тоже нужно — но получится всё по-другому. Нужно эту модель своевременно подкручивать, понимать: это важный параметр, это — нет. Но, по моему опыту, окажется, что по-настоящему важный параметр ты сначала не учитывал и думал, что это фигня, а то, что ты считал важным, — очевидно и не играет особой роли.

Бизнес как часть жизни существует ради смысла. Но мерилом успешности бизнеса так или иначе являются деньги. Бизнес, который не приносит денег, — не очень хороший.

Автор: Анна Левочкина, источник фото - mglan.ru