Директор по маркетингу из Москвы Мила Новиченкова рассказала Сравни.ру о том, как она учит своего ребёнка обращению с деньгами: о первой пластиковой карточке, первых самостоятельных покупках и накоплениях.
Моей дочке Юлиане 10 лет. Впервые я стала рассказывать ей о деньгах, когда она начала учиться в школе — примерно в 7–8 лет. В этом возрасте я подарила ей книжку Бодо Шефера «Пёс по имени Мани», и она её с интересом читала.
Позже мы договорились, что я буду давать ей на карманные расходы два раза в месяц по 200 ₽. При этом обеды в школе и покупка сладостей — отдельная история: в школе для покупки обедов она использует карту «Москвёнок», а сладости ей покупаю я.
Ещё у Юлианы есть не совсем традиционный источник «дохода». В школе часто организовывают экскурсии, и участие в них добровольное. У нас действует такое правило: дочка может поехать на экскурсию, если ей интересно, или получить стоимость этой экскурсии в денежном эквиваленте. Примерно в половине случаев она выбирает деньги, потому что мы много ходим по музеям и она много где была.
А вот поощрением за хорошие оценки я не занимаюсь. Считаю, что человек учится для себя. Школа — часть её жизни, и, к счастью, учиться ей нравится. Глупо было бы за это ещё и давать денег. Но у нас есть договорённость, что если она хорошо учится, то я беру её с собой в отпуск за границу на океан. Если она плохо учится, то остаётся дома без интересных путешествий. Пока это работает — во все поездки мы отправляемся вдвоём.
Первая карточка
Собственную банковскую карту Юлиана захотела сама. Она вычитала где-то в интернете или узнала в школе (а может, из рекламы), что бывают карты для детей. И такая карточка стала пределом её мечтаний: она захотела свою собственную карту, чтобы быть «как взрослая».
В этот Новый год я такую карту ей подарила. Радости было много: «Я теперь взрослая, у меня своя карта!» Карта, кстати, именная. На обороте написано, что карта может использоваться в том числе и несовершеннолетним лицом.
Карта ребёнка привязана к моему счёту в Райффайзенбанке, и средства на карманные расходы Юлианы я теперь перечисляю туда. Через своё детское приложение Райффайзен-Start она может видеть, сколько денег у неё осталось, или копить на какие-то цели.
Первые покупки
Первые два месяца карта лежала как артефакт. Потом дочь начала осваивать прелести покупок. Первая попытка — покупка игрушки в супермаркете — прошла «на ура». Сумма была маленькой, обошлись без ПИН-кода. Вдохновившись, она решила сделать заказ в интернете. Выбрала себе в онлайн-магазине набор Lego — но тут желания превысили возможности. Во-первых, стоимость двух наборов превышала сумму на карте. Во-вторых, возникла новая проблема «взрослой жизни» — нужно было позаботиться о логистике. Из магазина позвонил консультант и спросил, на какой адрес оформлять доставку. И если наличные у неё были и можно было пополнить карту, то решить вопрос с курьером маленькому человеку оказалось сложнее. В итоге она испугалась всех сложностей и отменила заказ — первый блин вышел комом.
В такие моменты я стараюсь не вмешиваться и дать ей возможность самой разобраться с подобными задачами. Ребёнку в 10 лет это под силу. Если ей что-то очень нужно, даю возможность искать решения: например, занять у меня деньги в счёт будущих поступлений или оставшихся дома наличных. По сути, это схема рассрочки, как, собственно, это работает и в жизни. Раз ребёнок от игрушки отказывается и не ищет решение, значит, не так сильно она ей нужна.
Выбрать подходящую дебетовую карту
Калькулятор Сравни.руВ тот же день мы вместе зашли в аптеку. Пока я говорила с продавцом, дочка где-то на полке нашла себе большую банку детских витаминов — очень симпатичных, в виде красных дельфинчиков — для улучшения памяти и внимания. Принесла их на кассу. Никогда бы не подумала, что витамины в такой банке могут стоить больше 800 ₽. Но ребёнка было уже не остановить, уж очень ей хотелось что-нибудь купить, и она уверенно протянула карту кассиру. Мы с кассиром переглянулись и спросили Юлиану, уверена ли она в своём решении купить витамины на почти все свои деньги. Дочь ответила утвердительно.
По дороге домой до ребёнка стал доходить смысл содеянного — ещё бы, «слить» на витамины бюджет за несколько месяцев! В общем, мы обсудили, что такое спонтанные покупки, и решили этот расход обозначить как «инвестиции в здоровье».
С одной стороны, роль сыграло то, что ответ надо было дать немедленно. С другой, думаю, что в истории с витаминами ребёнок побоялся сказать «нет» в присутствии взрослых. Поэтому я прилагаю усилия к тому, чтобы она могла со взрослыми общаться на равных. Когда после её занятий шахматами мы идём обедать в «Му-Му», то я даю ей деньги, она идёт сама покупать себе обед. Обычно справляется хорошо, но новые ситуации пока ставят её в тупик.
Выводы и наблюдения
С появлением карты, да и вообще собственных денег, острой потребности что-то покупать у ребёнка не обнаружилось. Есть интересная закономерность: если спросить у неё, что она хочет, то она назовёт что-то конкретное: пазл, Lego или домик для муравьёв. Но если дать ей вместо игрушки деньги, то она покупать ничего не станет. Деньги она откладывает и копит. На что копит — не знает, но ничего из того, что было озвучено, ни разу не было куплено.
У неё, как и у многих современных детей, нет какой-то острой потребности в приобретениях. Счастье обладания банковской карточкой — скорее некая возможность приобщиться к взрослой жизни. Я подумываю выбрать для Юлианы на лето детские курсы по финансовой грамотности.
Ещё один интересный вывод: даже компании, которые начинают работать с детьми, не учат персонал с ними (детьми) общаться. В итоге возникают ситуации, когда на одном конце провода — испуганный ребёнок, а на другом — такой же испуганный взрослый. Даже в Райффайзенбанке сначала приятный голос приветствует ребёнка, обращается к нему по имени, а затем переключает на обычного консультанта. И тот тоже не знает, как ему с ребёнком разговаривать.
В целом общий тренд такой, что дети начинают всё раньше включаться в экономическую жизнь. Например, много примеров детей-блогеров, которые уже зарабатывают сами. Поэтому мне кажется важным в первую очередь научить ребёнка общению со взрослыми на равных, чтобы маленький человек не боялся задавать вопросы, обсуждать условия покупки. Не боялся отказаться от ненужной импульсной покупки в магазине, понимал, что можно вернуть, а что — нет, знал, как работает доставка. Благодаря картам с деньгами стало расставаться очень легко: не нужно считать сдачу, хранить бумажные деньги. Поэтому на первое место выходит не арифметика, а именно содержательные вещи, связанные с покупками и основами финансовой грамотности.
Что предлагают банки детям
Сегодня детские карты предлагают выпустить многие банки. Кроме Райффайзенбанка, это Сбербанк, Альфа-Банк, Росбанк, Русский Стандарт, Тинькофф Банк и другие.
Специальные детские приложения есть лишь у нескольких кредитных организаций. В 2017 году банковское приложение для детей «Райффайзен-Start» запустил «Райффайзенбанк». Летом 2018 года в Почта Банке появилось детское приложение «Почта Банк. Младший». Осенью прошлого года Тинькофф Банк выпустил приложение Tinkoff Junior.

