Ваш город
По вашему запросу ничего не найдено.
Города России
Области России
0
Поиск
Вернуться к списку

Личный опыт: каршеринг vs. личный автомобиль

Наш автор Фёдор Калабкин уже почти десять лет за рулём. Ради эксперимента он пересел с личного автомобиля на каршеринг и сравнил затраты. Вот что оказалось дешевле. 

С того момента, когда я приобрёл свою первую машину, я стараюсь не пользоваться другими видами транспорта. Это связано не только с комфортом, но и с тем, что я получаю удовольствие от вождения. Причём не так важно, еду ли я по трассе или стою в пробках в городе. Даже если в Москве идут дожди или снег, я предпочитаю выезжать пораньше, а не спускаться в метро. И дело здесь не только в нежелании находиться в тесном контакте с незнакомыми людьми. Машина для меня это место, где я могу собраться с мыслями и хорошенько что-нибудь обдумать. И пробки для этого отлично подходят.

Конечно, бывают ситуации, когда воспользоваться своим авто не получается. Например, поездка в аэропорт (не оплачивать же недельную парковку!) или в бар с друзьями (не оставлять же машину где попало!). В этом случае приходится пользоваться каршерингом или метро. Так что я зарегистрирован в трёх крупнейших каршерингах: Делимобиль, Belka Car и Яндекс.Драйв. 

Поэтому мне было интересно посчитать, что выгоднее пользоваться каршером или личным автомобилем, и я решил провести эксперимент.  

В течение одной недели я пользовался (как и обычно) своей машиной, а затем неделю ездил только на арендованных автомобилях. Конечно, в расчётах не учитывается начальная стоимость автомобиля, поскольку каршер не предлагает вам ничего приобретать. В случае со своей машиной я посчитал не только бензин, но и стоимость обслуживания и дополнительных обязательных затрат (относительно пройденного километража).

Затраты на личный автомобиль

Так как цена бензина постоянно растёт (соответственно, и стоимость полного бака), я предпочитаю заправляться на фиксированную сумму 1500 ₽. Так мне гораздо проще считать расходы. 

Обычно такой заправки мне хватает на 34 дня, но всё зависит от интенсивности поездок. Исключением являются длинные поездки (например, в другой город). В этом случае лучше заправлять полный бак. Так как мотор атмосферный, заправляюсь обычным 95-м.

Средний расход в те периоды, когда приходится прогревать автомобиль, составляет 11,411,5 литра на 100 км пути. Конечно, многое зависит от пробок. За время эксперимента выше 11,4 л расход не поднимался, поэтому именно от этой цифры я и отталкивался.

Что касается обслуживания регламентное ТО (замена масла и 3-х фильтров) я провожу каждые 7000 километров. Так как мотор подъедает масло, использую Лукойл Genesis 5W40. По сочетанию цена-качество меня вполне устраивает. Если не держать педаль газа постоянно в полу, то свои задачи масло выполняет. Фильтры Mann+Hummel. Немецкая компания, на качество продукции которой никогда не жаловался. Расходники приобретаю у друзей, которые занимаются продажей автозапчастей, поэтому имею очень неплохую скидку. На замену приезжаю в профильный сервис. Работы мастера выполняют ничуть не хуже, чем официальный дилер, а вот стоимость услуг в разы ниже.

Последний набор для базового ТО обошёлся мне в 4373 ₽.

На услуги по замене масла и 3-х фильтров (масляного, воздушного и салонного) я потратил 1400 ₽. Салонный фильтр ставлю угольный, и, в принципе, его можно менять и реже, но я не экономлю на чистоте воздуха в салоне.

В итоге за регламентное обслуживание я заплатил 5773 ₽.

Заправленного топлива хватило на неделю. В основном поездки были короткие, а за окном температура не опускалась ниже 3 градусов, поэтому длительных прогревов не было. С учётом пробок и простоев я проехал около 180 километров. Всего было восемь поездок. Самая длинная из них 86 км (4 часа по пробкам). Самая короткая до метро, чтобы встретить человека. Ехал поздно вечером, поэтому 12 км пути заняли у меня около 20 минут. Общее время в дороге около 6,5 часа. Отмечу, что за всю неделю мне ни разу не пришлось пользоваться платной парковкой.

Расчётная стоимость 1 км пути по затратам на ТО составила 0,82 ₽ (5773 ₽ : 7000 км = 0,82). То есть 180 пройденных километров мне обошлись почти в 148 ₽. Также я ежегодно приобретаю ОСАГО (и диагностическую карту к нему), которое стоит 10 500 ₽ (201 ₽ в неделю). Транспортный налог составляет 9600 ₽ в год (184 ₽ в неделю). Итого получается 1500 + 148 + 201 + 184 = 2033 ₽. С учётом того, что я провёл за рулем 6,5 часа, каждый час мне обошёлся в 313 ₽ (или 5,2 ₽ за минуту).

Выбрать выгодную карту для автомобилистов

Калькулятор Сравни.ру

Затраты на каршеринг

Первый же день поездки на каршере не предвещал ничего хорошего. Но эксперимент есть эксперимент.

Благодаря тому, что я живу в спальном районе, свободных автомобилей рядом с домом хватает. 

Идти до какой-то определённой машины желания не было, поэтому я забронировал ближайшую Renault Kaptur от Яндекс.Драйв.

Не слишком удобно, что Яндекс сам определяет время, за которое вам нужно дойти до машины. В моём случае он дал меньше трёх минут. Например, Делимобильвсегда предоставляет 20 минут.

На Kaptur я ездил много раз, но понять эту машину так и не смог. Выбирая кроссовер от французского концерна, я бы предпочел Duster.

Первая поездка оказалась самой долгой и самой дорогой. Толкаться в пробках, периодически посматривая на часы, удовольствие сомнительное.

Проведя почти два часа на встрече, я вновь начал искать транспорт, чтобы двигаться дальше по своим делам. Находясь недалеко от Третьего транспортного кольца, я оказался в неприятной ситуации. До ближайшей машины нужно было идти не менее 20 минут.

Погода к прогулкам не располагала. Поэтому я воспользовался подсказкой Яндекса и вызвал такси. Даже не в час пик передвигаться на такси выходит значительно дороже.

Домой возвращался на Volkswagen Polo от Делимобиля. Без пробок, конечно же, получилось и быстрее, и дешевле 345 ₽. Небольшую часть аренды машины я оплатил бонусами.

Далее за неделю были ещё три достаточно короткие поездки.

Всего у меня вышло 5 поездок, которые заняли 3 часа 55 минут. Также я совершил одну вынужденную поездку на такси длиной в 7 минут. Я потратил 1367 ₽ на каршер (с учётом бонусов) и 298 рублей на такси. В общей сложности вышло 1665 ₽ за неделю или 6,88 ₽ за минуту пути. 

На личном автомобиле передвигаться получилось дешевле на 1,68 ₽ в минуту. Конечно, я не учитывал ни стоимость своего автомобиля, ни снижение цены машины с учётом возраста и пробега, ни стоимость ремонта (а необходимость в нём появляется не так уж редко), ни парковку. Но комфорт, который даёт личный автомобиль, для меня имеет большее значение, чем эти расходы.  

Вместо итога опишу плюсы и минусы каршеринга и собственного авто, которые я выделил для себя за время эксперимента. 

Каршеринг

Начнём с плюсов:

  • Вы не приобретаете автомобиль. А значит, избегаете необходимости копить средства, выбирать между моделями и искать конкретный экземпляр. Особенно актуально это сравнение в случае подержанных автомобилей: в каршеринге вы вряд ли столкнётесь со скрученным пробегом или ограничениями на регистрационные действия. Ставить машину на учёт тоже не придётся.
  • Вы не обслуживаете автомобиль. Даже не очень опытный водитель знает, что любая машина через определённый интервал пробега (обычно 10 тысяч километров) — или хотя бы раз в год — должна попасть в сервис для замены смазочного материала и фильтрующих элементов. К расходникам также относятся тормозные колодки и диски, свечи, ремни, ролики, тормозная и охлаждающая жидкости. Если выбирать оригинальные элементы или достойные аналоги, сумма набежит немаленькая.
  • Вы не заправляете машину. Расходы на горючее — существенная часть бюджета, и постоянно растущая: только с начала 2019 года бензин, по данным Росстата, подорожал на 1,7%. Пользуясь каршерингом, вам необходимо только вовремя приехать на АЗС — финансовые вопросы возьмёт на себя оператор. Почти все компании к тому же начисляют бонусы за потраченное на заправку время. Правда, оставить автомобиль с пустым баком позволяют не все операторы — некоторые применяют в таких случаях штрафные санкции.
  • Вы не платите транспортный налог. Конечно, если у вас, например, новый Hyundai Solaris с объёмом двигателя 1,4 литра и мощностью в 100 лошадиных сил, сумма взноса составит всего 1200 ₽ в год. Но на эти деньги можно 2,5 часа ездить на таком же Solaris, если взять его в аренду в сервисе Делимобиль (8 ₽/мин.).
  • Вы не покупаете страховку на весь период владения автомобилем. Например, ОСАГО на тот же Solaris будет стоить около 9,5 тысячи ₽ (РЕСО Гарантия), если вы имеете водительский стаж более 3 лет, и около 15 тысяч ₽, если сели за руль менее 3 лет назад. В случае каско вложения потребуются ещё более существенные: для опытного владельца Solaris сумма составит около 50 тысяч ₽ в год. В случае с каршерингом автомобили сервисов застрахованы. Но есть некоторые тонкости. Например, если по вашей вине произошло ДТП, Делимобиль по договору имеет право взыскать с вас штраф в размере до 50 тысяч ₽.
  • Вы не ремонтируете машину. Даже при наличии каско придётся отдать транспортное средство в техцентр и остаться на некоторое время без машины, при этом процесс ремонта вполне может затянуться. В случае с каршерингом, даже если вас штрафует компания, ремонт машины — не ваша проблема.
  • Вы не платите за парковку. Количество зон, где нельзя оставить машину бесплатно, неуклонно растёт, как и цена на услуги паркинга: например, в Москве в конце 2018 года стоимость парковки на некоторых улицах поднялась до 380 ₽/час. Когда вы пользуетесь каршерингом, парковку оплачивает оператор (который получает льготы).
  • Никаких сезонных подготовок. Не нужно следить за прогнозом погоды, чтобы успеть вовремя установить зимнюю резину. Комплект шин не занимает места у вас в гараже или на даче (а то и на балконе), а вы не занимаете место в очереди на шиномонтаже.
  • Возможность попробовать новое. Можно прокатиться на премиальных моделях в том режиме, в котором вам вряд ли позволят это сделать сотрудники автосалона при тест-драйве. Так что каршеринг может стать способом внимательно изучить модель, которую вы присмотрели.

Минусы каршеринговых сервисов: 

  • Это практически общественный транспорт. Вы не знаете, кто пользовался автомобилем до вас. Так что можно столкнуться, например, с неприятным запахом в салоне, а под рукой нет нужных подчас мелочей, которые предусмотрительные водители хранят в своём авто.
  • Вы привязаны к телефону: без приложения (или звонка в службу поддержки) завершить аренду автомобиля — и даже просто закрыть его — не удастся.
  • Деньги на карте. Для моментальной оплаты услуги на банковской карте, которая привязана к аккаунту, должно быть достаточно средств. Некоторые операторы позволяют совершить постоплату, но срок на подобные операции даётся весьма ограниченный. При этом схема списания средств у всех операторов разная. Например, Belka Car снимает с карты суммы траншами по 300 ₽: если вы «накатали» 650 ₽, деньги спишут со счёта трижды — по достижении лимита в 300 ₽, затем — в 600 ₽, и, наконец, оставшиеся 50 ₽.
  • Ограниченная зона покрытия. Даже в Москве есть места, где оставить арендованный автомобиль не удастся. Также далеко не в каждой части ближнего Подмосковья получится завершить аренду (можно перевести автомобиль в режим ожидания, но он платный). Так что нередко жителям более отдалённых районов за пределами МКАД приходится бросать машину на границе разрешённой зоны и добираться до дома другим способом.
  • Машина не всегда поблизости — несмотря на растущие автопарки сервисов каршеринга. Поэтому приходится подключаться к нескольким службам и проверять близлежащую территорию на наличие автомобилей. Что бывает очень некстати, если вы торопитесь. Плюс до машины нужно добраться, что неудобно, если у вас в руках тяжёлые вещи или на улице непогода.
  • Вы не можете быть уверены в состоянии автомобиля. Конечно, компании следят за автопарком, но это не исключает эксцессов в виде спущенного колеса или изношенных колодок.
  • Машины всегда разные. Это может стать проблемой для неопытных водителей. Даже за часовую поездку сложно привыкнуть к габаритам автомобиля или его реакции на педаль акселератора и тормоза.

Личный автомобиль

Владение машиной не только удовольствие, но и ответственность: тут и необходимость платить пошлины и другие взносы, и содержание его в достойном рабочем состоянии. Но многие готовы мириться с этими нюансами.

У личного автомобиля немало плюсов:

  • Ваша машина — чаще всего именно та модель, которая вам нравится и удовлетворяет ваши потребности. Внутри всё настроено под вас, в бардачке лежат нужные вам вещи. В салоне не бывает посторонних людей.
  • Машина всегда рядом. Нет необходимости бронировать каршеринг и идти пешком туда, где авто оставил предыдущий пользователь. Плюс у вас нет ограничений по территории, где можно оставить автомобиль.
  • Никаких посредников. Не нужно оповещать оператора, что вы завершаете поездку, или переводить автомобиль в режим ожидания. Вы ни перед кем не отчитываетесь, кроме сотрудников ГИБДД и ЦОДД (Центра организации дорожного движения).

Конечно, есть и минусы:

  • Ваша машина — ваши заботы. Все расходы по обслуживанию, заправке, парковке и страхованию ложатся на вас. Правда, машину можно оставить и во дворе или в гараже — тогда за год вам не придётся оплачивать ничего, кроме транспортного налога (и, возможно, резидентской парковки).
  • Машину могут угнать. Если она не застрахована по каско, вернуть авто будет возможно, только если его отыщут сотрудники полиции. К сожалению, это происходит не всегда. Также автомобиль может быть повреждён в ДТП. Если восстановление нецелесообразно, можно лишь попытаться продать годные остатки.
  • Авто нужно купить и продать. Обе операции отнимают большое количество времени и нервов.
Автор: Фёдор Калабкин