Металл со временем окисляется и разрушается. Поэтому на заводах кузова автомобилей защищают от внешних воздействий. Один из способов защиты — нанесение антикора. Рассказываем‚ что это и можно ли его сделать самостоятельно.

Антикоррозийная обработка: зачем нужна‚ как делают и сколько стоит
Что такое антикор
Антикор, или антикоррозийная обработка, представляет собой нанесение специальных материалов на металлические элементы кузова и в скрытые полости. Состав создаёт защитную плёнку, которая ограждает металл от воздействия внешней среды.
Антикоррозийную обработку проводят в заводских условиях при сборке машины. Составы наносят на днище автомобиля и в скрытые полости, которые больше всего подвержены воздействию влаги, солей и реагентов.
Также стальные элементы кузова защищают с помощью оцинковки. Насколько хорошо оцинкованы кузовные элементы, можно узнать по специальной базе. Также детали корпуса от коррозии защищает лакокрасочное покрытие.


Во время эксплуатации машины антикоррозийные составы теряют свои защитные свойства, а их слой становится тоньше, потому что его вымывает влага. А ещё многие автопроизводители экономят на защите автомобилей — это касается и антикоррозийной обработки.
Поэтому некоторые автомобилисты обновляют защитное покрытие самостоятельно или в техцентрах.
Где и как быстро появляется ржавчина
На внешних элементах кузова ржавчина обычно появляется в местах повреждения лакокрасочного покрытия. Если царапина или скол достигают металла, то под воздействием влаги, солей и реагентов на этом участке металл окисляется. Заметить ржавчину можно визуально — при осмотре машины.

Чтобы устранить ржавчину, придётся проводить покраску — полную или частичную. Например, если на элементе есть небольшой скол, на котором появилась ржавчина, проводят покраску небольшой области элемента, где расположен дефект. Если сколов и царапин много, то деталь придётся перекрашивать полностью.
Ржавчина на сколах и царапинах может появиться даже у свежих автомобилей возрастом до трёх лет.
Коррозию на днище тоже можно обнаружить визуально, но для этого придётся поднять машину на подъёмнике. Серьёзная коррозия на днище обычно появляется у возрастных автомобилей — старше 10–15 лет. При этом многое зависит от условий эксплуатации. Например, в Москве используют агрессивные реагенты, которые сильно вредят металлу.
❗️ Также коррозийные процессы ускоряются при долгом простое автомобиля на улице. Так происходит из-за того, что влага скапливается под машиной и испаряется.
У некоторых современных моделей бюджетного сегмента можно обнаружить ржавчину на днище уже спустя несколько лет эксплуатации.

Какая бывает коррозия
Поверхностная. Она выглядит как налёт на металле деталей автомобиля. Для её устранения достаточно зачистить участок элемента, а затем нанести защитное покрытие или краску.
Глубокая. Это значит, что окислительные процессы происходят длительное время. Тогда участок детали не только зачищают, но и обрабатывают сильнодействующей химией, чтобы остановить распространение ржавчины.
Сквозная. Если окисление металла происходит очень долго, то его толщина уменьшается, а затем он начинает рассыпаться. В таком случае проводят частичную или полную замену элемента.
Какие бывают антикоррозийные составы
Антикоррозийные составы разделяют на несколько групп. Они различаются основой, в которую добавляют различные присадки для защиты металла, преобразования ржавчины и продления срока службы материала.
1. На масляной основе
Такие составы проникают в соединения, стыки и неровности благодаря своей структуре. Особенность материала в том, что он не высыхает полностью. Поэтому его чаще всего используют для обработки скрытых полостей кузова.
Состав на масляной основе также можно наносить на открытые участки днища, но он будет служить недолго, потому что плохо переносит внешние воздействия.
Ещё одна особенность антикора на масляной основе — на него практически невозможно нанести ещё один слой другого материала, потому что будет недостаточно адгезии — внешний слой не будет держаться.
2. На парафиновой и восковой основе
Это более густые составы, но их также используют для обработки полостей. Многие материалы на парафиновой или восковой основе можно наносить на ржавчину — тогда её развитие остановится из-за отсутствия кислорода.
При высокой температуре — например, летом — такие материалы могут вытекать из полостей деталей. Это не считается дефектом, но состав может испачкать одежду.
3. На битумной основе
Такими составами обычно покрывают наружные участки днища. Высыхая, материал затвердевает и создаёт прочный защитный слой, который выдерживает пескоструй и попадание гравия.
❗️ Материалами на битумной основе нельзя обрабатывать подвижные элементы. Иначе защитный слой быстро начнёт отслаиваться.
Ещё одна особенность такого антикора — после нескольких лет защитный слой начинает трескаться, и под него может попадать влага. Тогда ржавчина может развиваться под защитным слоем.
4. На основе из ПВХ и каучука
Это прочные материалы, которые реже растрескиваются даже после нескольких лет эксплуатации автомобиля. Но их наносят высокотемпературным способом с использованием дорогого оборудования. Поэтому такие составы чаще всего применяют в заводских условиях.
5. Полимерные композиции
Их используют для гидроизоляции — защиты от попадания влаги. Особенность таких материалов в том, что они оставляют липкую поверхность, на которой могут скапливаться пыль, пух и мусор.
Профессионалы сочетают разные составы для обработки разных участков днища.
При этом любой материал рассчитан на два — четыре года активной эксплуатации автомобиля. После этого его нужно частично или полностью обновлять.
Как делают антикор профессионалы
В техцентрах, где проводят антикоррозийную обработку, используют подъёмники и специальное оборудование. Длительность обработки зависит от класса автомобиля и от состояния его днища. Работы проводят в закрытом проветриваемом помещении при температуре не менее +15 градусов.
- Демонтируют защитные элементы и другие детали. Мастера снимают колёса, подкрылки, заглушки, защиты картера и других механизмов. Иногда также демонтируют элементы выхлопной системы. Наносить антикор на глушитель бессмысленно, потому что состав не будет держаться из-за высокой температуры.
- Моют днище. С помощью пены и напора воды удаляют грязь и другие отложения. Из полостей удаляют пыль и песок с помощью пылесоса.
- Сушат поверхность. Обычно для этого используют тепловые пушки.
- Оценивают состояние деталей. Если есть сквозная коррозия или разрушение металла, наносить антикор на эти участки бессмысленно. Сначала нужно провести ремонт.
- Наносят составы. Предварительно защищают участки, куда состав не должен попасть, — например, элементы тормозной системы. Антикор распыляют на поверхности с помощью пневматического пистолета. Толщина слоя должна составлять около 300 микронов. В полости состав заправляют распылителем, к которому подсоединяют трубку.
- Дают составу высохнуть. После обработки материал должен высохнуть. Для этого машину оставляют на сутки. Также часто используют тепловые пушки, чтобы ускорить процесс.
После того как автомобиль забрали из сервиса, его нужно несколько дней эксплуатировать аккуратно и не мыть.

Сколько стоит антикор
Стоимость антикора зависит от трёх факторов:
- класса автомобиля;
- типа обработки;
- материалов, которые используют мастера.
Например, мастера могут обрабатывать только днище или днище со скрытыми полостями и арками. Также в некоторые комплексы входит удаление ржавчины или шумоизоляция арок.

В среднем комплексная обработка антикором стоит от 15 500 ₽ за компактные модели до 25 500 ₽ за минивэны и пикапы.
Можно ли сделать антикор самостоятельно
Если нет опыта и специального оборудования, то провести качественную антикоррозийную обработку будет сложно. Например, без подъёмника или эстакады, а также мойки высокого давления невозможно правильно подготовить поверхности к нанесению антикора. Без этого дальнейшие действия будут бессмысленными.

При этом материалы для обработки стоят не очень дорого, а купить их можно в автомагазине или на маркетплейсе.
Цены на составы для антикоррозийной обработки
Преобразователь ржавчины (310 мл) | 360 ₽ |
---|---|
Состав для обработки днища (1 литр) | 926 ₽ |
Состав для скрытых полостей (1 литр) | 916 ₽ |
Состав для обработки колёсных арок (1 литр) | 740 ₽ |
Обезжириватель (1 литр) | 351 ₽ |
Пневматический пистолет с бачком (220 мл) | 840 ₽ |
Количество материалов, которые понадобятся для нанесения защитного слоя, зависит от класса автомобиля.
Нужно ли делать антикор
Если автомобиль новый и владелец не планирует ездить на нём более пяти лет, то делать антикор необязательно. У машины есть заводская обработка и оцинковка, поэтому даже московские реагенты не успеют ей серьёзно навредить. Исключением могут быть автомобили отечественного производства — например, внедорожники УАЗ. У них ржавчина появляется даже на небольших пробегах.
Владельцам премиальных моделей чаще всего тоже не приходится беспокоиться о коррозии. У таких машин обычно не бывает ржавчины даже после 10 лет эксплуатации.
Антикор будет нелишним для бюджетных моделей возрастом старше пяти лет. Также он необходим внедорожникам, которые часто передвигаются по пересечённой местности. Таких условий эксплуатации заводские материалы могут не выдержать. Также высока вероятность попадания влаги и грязи в скрытые полости.
Если на деталях много глубокой коррозии или уже есть разрушение металла, то нужно проводить ремонт, потому что защитные составы уже не помогут.
Цены актуальны на начало октября 2024 года.
При написании статьи мы не сотрудничали с магазинами и техцентрами.