logo
Ещё
15 апреля 2024
5 820
Что такое ДМРВ — датчик массового расхода воздуха

Что такое ДМРВ — датчик массового расхода воздуха

Рассказываем‚ зачем нужен ДМРВ‚ чем он отличается от ДАД‚ а также что делать при поломке датчика и как правильно его промывать.

Технологии в автомобилестроении постоянно развиваются, однако автовладельцам до сих пор приходится разбираться в тонкостях устройства машины. В частности, полезно знать, что такое датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), как понять, что он сломался, и что с этим делать

ДМРВ (MAF) — что это такое

Аббревиатура ДМРВ (MAF, mass air flow sensor) расшифровывается как «датчик массового расхода воздуха». ДМРВ измеряет количество (массу) воздуха, проходящего через впускную систему двигателя. Это нужно, чтобы блок управления двигателем (ЭБУ, ECU) впрыскивал нужное количество топлива.

Если ДМРВ неисправен, то состав топливно-воздушной смеси будет неправильным. В лучшем случае это приведёт к лишнему расходу топлива и потере мощности; в худшем — к повреждению двигателя и катализатора.

ДМРВ обычно устанавливают во впускном тракте сразу после воздушного фильтра. Там он и измеряет количество поступающего с улицы воздуха.

ДМРВ или ДАД

Ту же задачу, что и ДМРВ, только уже другим способом, решает датчик абсолютного давления (ДАД).

ДАД вместе с датчиком температуры воздуха (ДТВ) позволяет блоку управления двигателем измерить массу поступающего в двигатель воздуха.

ДАД измеряет разницу давлений на входе и в вакуумной камере. Внутри датчика есть диафрагма с высокой чувствительностью, способная растягиваться под давлением. Деформацию фиксируют тензорезисторы, от которых затем подаётся соответствующий сигнал в блок управления двигателем.

Почти все современные двигатели используют ДМРВ: ДАД стоит дешевле, чем ДМРВ, но и данные, которые он передаёт, менее точные. К тому же некоторые блоки управления в принципе не способны нормально взаимодействовать с ДАД. Отдельно стоит учесть и изменение в работе мотора, который будет с некоторой задержкой реагировать на открытие дросселя. Да и сама замена штатного ДМРВ на ДАД предполагает существенные доработки системы.

Чаще всего мысли о замене датчика массового расхода воздуха на ДАД возникают при поломке ДМРВ. А ДАД используют в рамках модернизации мотора. В частности, при переделке атмосферного двигателя в турбированный или при установке индивидуальных дроссельных заслонок.

Можно ли ездить без ДМРВ

При отказе датчика массового расхода воздуха двигатель автомобиля и остальные его компоненты продолжают работать. Закономерно у владельцев возникает вопрос: можно ли эксплуатировать машину вообще без ДМРВ.

На деле многое зависит от версии прошивки электронного блока управления двигателем, поскольку иногда неисправность ДМРВ приводит лишь к увеличению расхода топлива, потере мощности или к значительному увеличению оборотов холостого хода без какого-либо сигнала (что тоже приводит к увеличению расхода топлива). О неисправности ДМРВ можно понять, например, если автомобиль менее резко реагирует на нажатие педали газа.

Если ДМРВ совсем сломается, то на приборной панели загорится сигнал Сheck engine. При сломанном ДМРВ блок управления двигателем начинает работать некорректно, переходит в аварийный режим и добавляет больше топлива, чтобы избежать работы на обеднённой смеси. Это может привести к детонации, прогоранию выпускных клапанов. Однако работа на обогащённой смеси повреждает катализатор, а его замена стоит обычно дороже, чем ДМРВ.

Диагностика ДМРВ

Любой датчик ДМРВ спустя некоторое время может выдавать не совсем корректные данные. В результате возникает сбой при подготовке топливной смеси, что приводит к нестабильной работе двигателя.

Основные признаки поломки датчика ДМРВ:

  • значительное повышение оборотов холостого хода;
  • потеря плавности при передвижении на автомобиле;
  • потеря мощности двигателя;
  • существенное повышение расхода топлива при том же режиме эксплуатации.

Особое внимание стоит уделить жёлтому индикатору Check engine на панели приборов. Если он продолжает гореть после запуска двигателя, значит, блок управления обнаружил неисправности в системе. В этом случае проще всего воспользоваться специальным диагностическим прибором, который считывает коды ошибок и позволяет быстро выявить неполадку. С ДМРВ чаще всего связана ошибка под кодом р0100.

Важно помнить, что перечисленные выше признаки могут указывать также на неполадки с совсем другими элементами автомобиля. Однако если два или несколько симптомов наблюдаются в одно и то же время, имеет смысл задуматься о проведении тщательной диагностики датчика ДМРВ.

Самый простой способ выявить неполадки в ДМРВ — отключить этот датчик. Если двигатель начал работать ровнее, значит, проблема в датчике. Также можно временно установить другой, исправный датчик — если с ним автомобиль стал таким же мощным и экономичным, как раньше, значит, старый ДМРВ вышел из строя.

Более продвинутый метод диагностики связан с использованием мультиметра для измерения определённых показателей ДМРВ.

Стоит учитывать, что описанные выше методы диагностики не дают полного представления о состоянии датчика. Они лишь позволяют примерно оценить его исправность и сделать вывод о необходимости проведения более тщательной проверки с применением специального оборудования.

Ремонт или замена ДМРВ

ДМРВ не подлежит ремонту, так что при поломке придётся его заменить. Причём заменить ДМРВ можно своими силами, без обращения в сервисный центр.

Вот как заменить ДМРВ самостоятельно — инструкция на примере автомобиля ВАЗ:

  • Выключить зажигание автомобиля.
  • Отсоединить от ДМРВ штекер.
  • Ослабить хомут, фиксирующий впускной патрубок на фильтре.
  • Отсоединить патрубок от фильтра.
  • Открутить крепёжные болты и снять устройство со своего места.
  • Установить новый ДМРВ и осуществить сборку в обратном порядке.
  • Проверить, насколько плотно прилегают уплотнители. Необходимо обеспечивать герметичность, предотвращающую подсос неучтённого воздуха снаружи.

Далее останется запустить двигатель и проверить его работу.

Промывать ли ДМРВ

Среди автомобилистов крайне распространено мнение о том, что старый датчик ДМРВ можно восстановить при помощи промывки. На самом деле промывка ДМРВ действительно может слегка улучшить его работу. Однако если ДМРВ совсем вышел из строя, то промывка не поможет.

Также стоит внимательно подойти к подбору промывочной жидкости. Нельзя применять агрессивные средства, так как они могут повредить датчик и окончательно вывести его из строя. Лучше всего купить специальную жидкость для промывки ДМРВ. Не стоит использовать универсальные очистители карбюратора или топливной системы.

При промывке необходимо действовать максимально аккуратно, поскольку даже пыль способна повлиять на работоспособность элемента. Если же подвергнуть его существенным механическим воздействиям, можно в результате получить совершенно неисправный датчик. Прикосновения руками или тряпочкой к чувствительным элементам должны быть исключены. Промывочная жидкость также не должна подаваться под сильным давлением.

Ответы на основные вопросы

Какие бывают ДМРВ и какой лучше выбрать?

ДМРВ могут быть с нитью или с плёночным чувствительным элементом. Вариант с нитью отличается простотой, неприхотливостью и невысокой точностью. Ему не страшны загрязнения.

Плёночные датчики измеряют обратный поток воздуха, образующийся при работе двигателя. Они обеспечивают более высокую точность работы, однако быстрее накапливают грязь и теряют свои эксплуатационные свойства.

Выбирать лучше всего оригинальный ДМРВ. Чтобы сэкономить, можно посмотреть, какая фирма изготавливает оригинальный датчик для вашего автомобиля. Например, если для Volkswagen датчик производит фирма Bosch, то, возможно, дешевле будет купить ДМРВ по каталогу Bosch, а не как оригинальную запчасть Volkswagen (VAG).

Покупать дешёвые аналоги не рекомендуется — есть риск, что они будут выдавать неточные показания.

Чем лучше всего чистить ДМРВ?

Очищать датчик лучше всего специальным спреем для промывки ДМРВ. Высокое давление позволит сбить пыль, а неагрессивные спирты удалят налёт и при этом не навредят чувствительным элементам прибора. Применять для промывки бензин, очиститель карбюратора и тому подобные жёсткие средства не рекомендуется. Они могут навредить датчику и оставить налёт, который скажется на точности работы ДМРВ.

Почему датчик загрязняется, если он установлен после фильтра?

Датчик ДМРВ действительно установлен после воздушного фильтра и в теории не должен накапливать в себе никакие загрязнения. Однако фильтр не может очистить воздух на 100%. А датчику вредят даже мелкие частицы.

Вывод

Датчик массового расхода воздуха — это важный элемент двигателя, неисправность которого неизбежно сказывается на эксплуатационных качествах автомобиля. Если ДМРВ неисправен, то мощность двигателя снизится, а расход топлива повысится.