Большую часть услуг сейчас можно получить в электронном виде. Достаточно оформить для этого электронную подпись. Вот зачем она может понадобиться обычным людям.
Электронная подпись: кому и в каких случаях нужна
Что такое электронная подпись и какая она бывает
Электронная подпись — это цифровая комбинация данных, с помощью которых можно определить личность. То есть работает она как обычная подпись человека, только в цифровом мире. Её можно сравнить с вводом логина и пароля на сайте или вводом кода из СМС.
Электронная подпись бывает:
- простая
- усиленная неквалифицированная
- усиленная квалифицированная.
Простая электронная подпись (ПЭП)
🔐Примеры подписи
- Логин и пароль для авторизации на каком-либо сайте.
- СМС-код для входа в личный кабинет.
🧑🏻💻 Кому нужна
Любому, кто пользуется сервисами в интернете, например:
- совершает онлайн-покупки через мобильный банк;
- подтверждает заказ услуги на Госуслугах или других подобных сервисах.
📑 Как сделать
Создаётся за пару минут в любом нужном сервисе. Для этого нужно заполнить данные о себе. Срока давности нет, ей можно пользоваться сколько угодно.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)
🔐 Примеры подписи
- На онлайн-договорах и дистанционно заключённых контрактах.
- Во внутреннем электронном документообороте компании, например на кадровых документах.
- В документах на дистанционный заказ и оплату услуг.
В целом неквалифицированная электронная подпись означает, что документ подписан определёнными людьми в определённое время и после этого не может быть изменён.
🧑🏻💻 Кому нужна
- Тем, кто подаёт документы на налоговый вычет на сайте налоговой службы.
- Сотрудникам компаний, которые работают с деньгами и документами удалённо.
📑 Как сделать
1. На сайте налоговой службы в личном кабинете. В него можно войти с помощью подтверждённой учётной записи на Госуслугах. Если электронной подписи нет, то для получения услуги, например налогового вычета, система автоматически перенаправит вас на страницу создания подписи. Это бесплатно и делается примерно от одного часа до суток. Подпись действует один год, после чего потребуется делать новую.
2. Самостоятельно через мобильное приложение «Госключ». Это тоже бесплатно. Нужно иметь учётную запись на Госуслугах, скачать приложение, зарегистрироваться в нём и создать электронную подпись с помощью учётной записи. Эта подпись действительна для всех площадок, интегрированных с Госуслугами.
3. Самостоятельно с помощью бесплатных криптографических сервисов, например OpenSSL, VeraCrypt, Signal, GNU Privacy Guard (GPG). Однако важно понимать, что если вы пользуетесь подписью, сгенерированной с помощью такой программы, она не имеет юридической силы. То есть, например, не может быть доказательством в суде.
Юридическую силу имеют только электронные подписи во внутреннем документообороте компании, если на это у компании есть соответствующий договор. И подписи на специальных сервисах, связанных с Госуслугами и налоговой службой.
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
🔐 Примеры подписи
- В договоре купли-продажи имущества, например квартиры.
- В электронных счетах-фактурах.
- При дистанционной подаче документов в вуз.
- При работе с цифровой трудовой книжкой.
В целом это самый надёжный вид электронной подписи, который подтверждён специальным бумажным или электронным документом, отвечающим требованиям ФСБ. Её всегда учитывают в судах и налоговых инспекциях.
🧑🏻💻 Кому нужна
- Тем, кто оформляет сделки с недвижимостью в Росреестре.
- Индивидуальным предпринимателям и руководителям компаний.
- Тем, кому нужно дистанционно подавать документы, например для зачисления в вуз, или дистанционно обратиться в суд.
📑 Как сделать
1. В МФЦ лично — это самый простой способ, где всё делают за вас, но не бесплатный. Квалифицированная электронная подпись без носителя стоит в среднем 1000 ₽, а с носителем — около 3000 ₽. Цены устанавливает аккредитованный удостоверяющий центр.
2. Самостоятельно дистанционно и бесплатно через мобильное приложение «Госключ». Для этого понадобятся ещё загранпаспорт нового образца на 10 лет и смартфон с NFC-модулем.
3. ИП и руководители компаний не могут воспользоваться вышеперечисленными способами. Им обязательно нужно делать усиленную квалифицированную электронную подпись только лично в налоговой службе. Это бесплатно.