В статье рассказали про факторинг — что это за инструмент для бизнеса‚ в чём его выгоды и подводные камни.
Как не бояться задержек платежей в бизнесе
Факторингом пользуются компании, которые продают товары другим фирмам и получают оплату не сразу. Этот инструмент создан для того, чтобы компания получала оплату непосредственно после отгрузки товара.
Что такое факторинг
Суть факторинга в том, что продавец не ждёт, когда ему придёт плата за товар или услугу. Эти деньги ему отправляет компания-фактор. Когда покупатель будет оплачивать услугу или товар, он переведёт деньги фактору.
Что может делать предприниматель в рамках факторинга:
- Получать оплату товара сразу после его отгрузки.
- Покрывать риски неплатежа или задержки платежа: фактор платит быстро, не приходится переживать за финансовое положение покупателя.
- Планировать движение денег и направлять их на развитие дела: с факторингом проще посчитать, сколько и когда у фирмы будет денег.
Как выглядит факторинг на практике
В факторинге есть три главных участника:
- Поставщик — он производит или поставляет товары, оказывает услуги.
- Покупатель — это торговые сети и другие компании.
- Фактор — сама компания, которая оказывает услугу факторинга.
На деле факторинг выглядит примерно так:
- Продавец и покупатель договариваются о поставках товара или услуги на условиях отсрочки.
- Поставщик передаёт компании-фактору задолженность — с этого момента требовать с покупателя оплату будет именно фактор, а не сам продавец.
- Когда товар поставлен или услуга оказана, продавец отправляет подтверждающие документы фактору. Фактор переводит ему оплату.
- Покупатель оплачивает товар или услугу фактору.
Кто использует факторинг
Факторинг обычно используют фирмы, которые продают готовую продукцию, материалы или услуги другому бизнесу с отсрочкой платежа. Проблема, которая может возникнуть в такой схеме, связана с тем, что время между вложением денег и получением дохода растягивается. В итоге оборотных средств становится меньше, дело развивать сложнее, а из-за нехватки финансов сложнее вовремя оплачивать счета. Решением в таких случаях может стать кредит, а факторинг задуман как его альтернатива.
Пример из жизни
Небольшая фирма из Подмосковья поставляла в крупную торговую сеть фрукты и овощи. Покупатель был только один, и за год работы фирма вышла на оборот в 7 миллионов ₽, а хотелось гораздо больше. Трудность была в том, что фирма просто не могла себе позволить выходить на новых поставщиков, не имея большой финансовой подушки: ведь расходы бы росли, а оплата продолжала приходить с отсрочкой.
В итоге фирма подключила факторинг и за тот же год нарастила оборот до 38 миллионов ₽. А её заказчиками стали ещё три крупные торговые сети. Факторинг помог снизить риски, сильно сократить время от поставки товара до получения оплаты и уверенно выходить на клиентов, которые всегда работают на отсрочке платежа.
Как подсчитали в Ассоциации Факторинговых Компаний (АФК), в 2023 году на российском рынке факторинга произошёл взрывной рост на 57%, до 2,25 триллиона ₽. По прогнозу, в 2024 году он вырастет ещё больше.
Доля малого и среднего бизнеса в портфеле факторинга растёт каждый год. Больше всего к этому инструменту обращается торговля — в 35% случаев. Он также становится очень востребован в сфере транспортировки и логистики, торговли на маркетплейсах, IT, консалтинга.
Активный пользователь факторинга — оптовая торговля, в первую очередь организации, которые продают продукты питания, алкоголь и непродовольственные товары. Совсем не обязательно это будет крупный бизнес.
В «Газпромбанке» рассказывали про небольшую саратовскую фирму, которая занималась поставкой орехов. Бизнес-идея была простой: купить разные орехи, красиво их упаковать и перепродавать. Поставки шли небольшим оптом со скромным оборотом. Когда фирма заключила договор на поставки с торговой сетью, то сомневалась, сможет ли выдержать новый уровень. Ведь поставок будет больше, и пока деньги за них придут, фирма будет ждать оплаты, оставаясь «на нуле». Чтобы избежать такого сценария, она подключила факторинг. Через три месяца её оборот от минимального вырос до 2 миллионов ₽.
В чём может быть проблема с факторингом
Факторинг — это внешнее финансирование, то есть финансирование со стороны. И поэтому он уменьшает прибыль, говорится в «Путеводителе по факторингу» от Центрального банка России. Из каждой поставки фактор удерживает комиссию (либо выставляет на неё счёт). «Вы платите за каждый день использования денежных средств фактора — с момента их получения на счёт до момента оплаты поставки вашим клиентом на счёт фактора», — говорится в документе Центробанка.
Как следствие, факторинг обходится дороже кредита. Но развиваться быстрее ему мешает даже не это.
Главная причина, по которой малые и средние предприниматели (МСП) опасаются использовать факторинг, — это риск потерять статус МСП. Потеря статуса будет означать потерю льгот. К тому же фирмы понимают: рост выручки выше лимита для МСП приведёт и к росту налогов, и к более пристальному вниманию со стороны налоговых органов.
При всей подозрительности, с которой малый бизнес относится к факторингу, компании-факторы считают его очень перспективным направлением.
Москва в 2022 году начала программу льготного факторинга для малого и среднего бизнеса. Сейчас эта программа продлена. За время, что она действует, московские предприниматели уже заключили 830 договоров факторинга на общую сумму в 24 миллиарда ₽.