logo
Ещё
28 июня 2023
20 786
Как вернуть билет на самолёт: инструкция

Как вернуть билет на самолёт: инструкция

Рассказываем, в каких случаях можно вернуть полную стоимость авиабилета, а когда — только часть.

avatar
Редактор по кредитам

Как вернуть деньги за авиабилет

Вернут деньги за билет или нет — зависит от тарифа авиакомпании. Тарифы бывают возвратные и невозвратные, но в некоторых случаях даже при невозвратном тарифе удастся получить оплату назад.

Каждый раз перед покупкой билета полезно узнавать, какому тарифу билет принадлежит, возвратному или нет. Кроме того, стоит учесть правила обмена билета.

Как правило, информация о тарифе видна прямо при покупке билета — нужно просто внимательно её прочитать. Но не всегда условия прозрачны — в этом случае стоит либо связаться с компанией и узнать всё, что неясно, либо купить билеты там, где всё подробно описано, — например, непосредственно на сайте авиакомпании.

Условия возврата и обмена при покупке билета на сайте авиакомпании и у посредника могут различаться.

Несмотря на правила авиакомпаний, по закону есть условия возврата, которые должны исполнять все.

Как вернуть невозвратный билет

Вернуть деньги за невозвратный билет, согласно закону №60-ФЗ, можно только по уважительной причине, а именно:

  • Болезнь пассажира.
  • Болезнь члена семьи пассажира — супруги (а), родителя, ребёнка, дедушки, бабушки, внука, брата или сестры. Заболевший член семьи тоже должен быть пассажиром на рейсе, по которому возвращают билет.
  • Смерть члена семьи пассажира.
  • Длительная задержка (длительность задержки не указана в законе — в каждом случае придётся разбираться отдельно), отмена, перенос рейса, изменение маршрута рейса.
  • Перевозчик не предоставил место, указанное в билете.
  • Пассажир опоздал из-за досмотра, а ничего запрещённого у него не нашли.
  • Другое неисполнение обязательств авиакомпанией — например, перевозчик не обеспечил стыковку рейсов (в случае выполнения единой перевозки).

Болезнь или смерть нужно подтвердить авиакомпании медицинскими документами. Запрос на возврат билета в этих двух случаях важно подать до начала регистрации на рейс.

Как вернуть возвратный билет

Вернуть деньги за билет, купленный по возвратному тарифу, можно, не объясняя причин. Чем раньше уведомить авиакомпанию о возврате билета, тем лучше — от этого будет зависеть сумма возврата:

  • Если уведомить авиакомпанию о возврате билета больше чем за 24 часа до начала регистрации на рейс, то вернут полную стоимость билета (но авиакомпания вправе удержать расходы на перевозку — подробнее об этом ниже).
  • Если уведомить авиакомпанию о возврате билета прямо во время регистрации на рейс, то вернуть должны минимум 75% стоимости билета; из возврата могут дополнительно вычесть расходы на перевозку.
  • Если уведомить о возврате билета уже после окончания регистрации на рейс, то авиакомпания вправе не возвращать деньги.

Вот какие расходы перевозчик вправе удержать при возврате денег за билет:

  • сборы за оформление билета и за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа;
  • сбор за услуги автоматизированных систем бронирования;
  • плата за аннулирование бронирования, за расчёты сумм, причитающихся для возврата, за оформление возврата;
  • расходы, связанные с заказом дополнительных услуг повышенной комфортности, понесённые перевозчиком до отказа пассажира от этих услуг.

Каждый вид расходов перевозчик должен подтвердить документально, иначе можно потребовать возврата полной стоимости билета.

Как связаться с авиакомпанией или агрегатором

Отправить запрос на возврат денег за билет можно на почту авиакомпании — контакты для связи нужно искать на официальном сайте авиакомпании.

Если билет куплен через агрегатора, то отправить запрос на возврат денег за билет нужно ему, контакты для связи также стоит искать на официальном сайте агрегатора.

Лучше всего при покупке билета сразу регистрироваться на сайте перевозчика или агрегатора — часто запросить возврат можно прямо в личном кабинете. Однако всё равно стоит проверять почту даже в этом случае, чтобы не упустить важное письмо на тему возврата.

Если рейс отменён, задержан или перенесён, а вы уже в аэропорту, Роспотребнадзор советует до регистрации на рейс обратиться к представителю авиакомпании или на стойку регистрации. Там должны подтвердить причину возврата — сделать отметку на билете и поставить печать компании. Если регистрацию уже прошли, то нужно забрать полётный купон, иначе билеты будут считаться уже использованными. Полётный купон — это часть билета, которую прямо перед посадкой у пассажира изымают.

Бывают случаи, когда агрегаторы взимают собственную комиссию за возврат билета даже при вынужденном возврате — например, при отмене или переносе рейса.

У иностранных компаний могут быть свои правила вынужденного и добровольного возврата билета. Важно изучить тарифы перед покупкой билета.

Что делать, если деньги за билет не возвращают

Если авиакомпания или агрегатор не возвращает деньги за билет или возвращает неправомерно не в полном размере, то нужно написать досудебную претензию — вот образец от Роспотребнадзора (скачиваемый файл Word, текст претензии нужно адаптировать под каждый конкретный случай). Претензию нужно отправить по Почте России не позже шести месяцев после перелёта.

Если проблема с российскими авиакомпаниями, ссылайтесь на Воздушный кодекс РФ, Федеральные авиационные правила, пункт 227, статью 13 Закона «О защите прав потребителей».

Кроме того, можно написать жалобу на продавца в Роспотребнадзор или Ространснадзор.

Если деньги за билет так и не вернули, придётся обращаться в суд.

Как вернуть билеты на поезд?