logo
Ещё
9 января
1 787
Как защититься от мошенников: новые схемы в 2024–2025 годах

Как защититься от мошенников: новые схемы в 2024–2025 годах

Мошеннические схемы становятся всё более продуманными. Людям сложнее защитить себя от потери как собственных накоплений‚ так и кредитных денег. В некоторых случаях можно даже лишиться имущества: например‚ если продать его под давлением и перевести полученную сумму злоумышленникам. Приводим советы‚ как уберечь себя от мошенничества. 

avatar
Редактор по кредитам

В третьем квартале 2024 года мошенники украли у россиян рекордную сумму — 9,3 миллиарда ₽, сообщили в ЦБ.

Какие каналы связи используют мошенники

Звонок и видеозвонок

«Основные каналы — звонки от якобы сотрудников правоохранительных органов, Росфинмониторинга, Банка России, от управляющих компаний», — говорит руководитель службы финансового мониторинга Сравни Александр Переудин. Звонки могут поступать и от имени других государственных организаций либо банков.

Всё чаще преступники прибегают к цепочке мошеннических звонков, когда второй звонок — следствие первого.

Например, сначала злоумышленники могут позвонить человеку от имени любого ведомства и обмануть, что «мошенники» пытаются украсть деньги с его счетов. Для защиты средств их попросят перевести на «безопасный» счёт. Далее позвонят «из полиции» и предложат принять участие в поимке мошенников в течение последующих разговоров. Задача преступников — убедить человека перевести как можно больше денег, в том числе взять кредит для этого. Причины таких вложений будут обосновывать благими целями: чтобы поймать мошенников. Звонящие будут стараться постоянно оставаться на связи, чтобы не дать человеку остановиться и подумать.

«Таким образом преступники запутывают жертву и пользуются её стрессом», — говорит эксперт Сравни Александр Переудин.

Иногда мошенники могут совершать видеозвонки в мессенджерах. Преступники представляются сотрудниками государственных служб или банков. При этом на фоне у звонящего могут быть убедительные «декорации»: флаг России, портрет президента, символика банка и так далее. Так они дополнительно уверяют человека в реальности происходящего.

Также мошенники могут позвонить по видеозвонку уже после обычного звонка.

«Изначально нужно понимать, что представители Росфинмониторинга или Банка России вообще не звонят обычным людям, физлицам: они с ними не работают», — говорит Александр Переудин.

По телефону и в мессенджерах с видеозвонком нельзя сообщать никакой информации незнакомым людям, даже если они представляются сотрудниками МВД, прокуратуры, ФСБ. Все показания предоставляются только лично в соответствующих ведомствах. При звонке можно попросить звонящего прислать официальную повестку и повесить трубку.

Сотрудники различных госструктур никогда не звонят в мессенджерах и не используют видеосвязь для общения с гражданами.

❗️

Сообщения

Людям также могут поступать сообщения: как в мессенджерах и социальных сетях, так и в СМС. Обычно в них есть ссылки на мошеннические сайты, где нужно ввести реквизиты карты.

Например

Сообщение может быть отправлено якобы от имени какого-нибудь магазина или маркетплейса. Там укажут, что человек выиграл бонус и для его получения нужно перейти по ссылке. Далее система попросит ввести личные данные и банковские реквизиты. Если заполнить все поля, то вместо зачисления бонуса с карты спишутся деньги.

В сообщениях мошенники также могут общаться с жертвой и убедить её перевести деньги под любым предлогом, как и при звонке.

Какие способы мошенничества есть у преступников

Сценариев обмана очень много, и мошенники постоянно придумывают новые: предугадать все схемы невозможно. Однако есть одна общая черта: злоумышленники стараются с первых минут разговора вызвать у человека яркий всплеск эмоций и стресс, заставить действовать быстрее, не раздумывая.

Манипуляция страхом

Мошенники могут сказать, что человеку угрожает какая-то серьёзная опасность: он может потерять деньги, квартиру, близкого родственника, сесть в тюрьму и так далее. Иногда схема строится на том, что с близким человеком случилось что-то ужасное: мама попала в аварию, ребёнок оказался в больнице.

На фоне стресса человек очень уязвим и может перевести мошенникам все деньги.

Как этого избежать


В таких ситуациях нужно сразу класть трубку и связываться с родственниками, чтобы прояснить обстоятельства. Услышав, что с близким человеком всё в порядке, можно быстрее успокоиться и избежать потери денег. Если звонящий представляется сотрудником банка — нужно класть трубку и звонить в поддержку банка. Номер поддержки обычно указан на обороте банковской карты либо на сайте или в приложении банка.

Долгосрочные схемы

Некоторые мошенники пытаются надёжнее «завербовать» человека путём долгого общения. Например, могут позвонить от имени «следователя» по поводу «тайного дела», о котором нельзя никому говорить. Тогда человека выставляют героем, который должен помочь в раскрытии преступления. Помощь сопровождается переводом средств мошенникам.

Из-за того, что человека убеждают молчать и хранить «секрет», он может ничего не рассказывать близким, которые могли бы помочь ему.

Как этого избежать


Нужно поступать ровно наоборот: поделиться ситуацией с друзьями и родственниками. Самостоятельно пересказав слова мошенников, можно проанализировать схему и понять, что это обман. Также близкие люди приведут аргументы в пользу того, что это злоумышленники.

Давление из-за политической ситуации

С учётом политической ситуации и законодательства РФ мошенники могут сказать жертве, что с её счёта перевели деньги какой-нибудь запрещённой в России организации. Боясь уголовного преследования, человек может вывести деньги на якобы «безопасный» счёт.

Как этого избежать


В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Чтобы убедиться, что переводов в запрещённые организации не было, стоит повесить трубку и проверить ленту операций в приложениях банков. Там не будет указано никаких переводов, если сам владелец счёта их не совершал и никому не давал данные для входа в онлайн-банк.

Использование реальной информации о человеке

Мошенники также могут следить за социальными сетями жертвы и использовать информацию оттуда. Например, если они увидят пост о смерти близкого человека, то могут позвонить от имени «ритуальных услуг» для оплаты. Люди, переживающие горе, могут хуже анализировать ситуацию и перевести деньги.

Как этого избежать


Лучше не выкладывать данные о предстоящих делах в сеть. Фотографиями в соцсетях можно поделиться, когда какое-либо мероприятие или поездка уже пройдут и эмоции от них утихнут. Это касается и негативных, и позитивных ситуаций.

Мошенничество на бонусах или выигрыше

Преступники могут прислать сообщение о крупном выигрыше, но указать: чтобы получить его, нужно оплатить «комиссию».

Как этого избежать


Стоит помнить, что за выигрыши призов нет никаких «комиссий»: победитель оплачивает налог напрямую через Федеральную налоговую службу (ФНС).

Фиктивные знакомства

Бывает, что людей обманывают с помощью новых знакомств. Например, «девушка» может написать парню, завести с ним романтическое общение и попробовать получить от него деньги. Скажем, предложить перевести их для оплаты билетов на совместное мероприятие. Или прислать фиктивную ссылку на их оплату. Фиктивная форма для оплаты выглядит как официальная, однако в ссылке могут быть опечатки — она может немного отличаться от официальной. Например, там будет указано aficha вместо afisha.

Как этого избежать


Перед оплатой стоит обратиться в поддержку сервиса, чтобы узнать: принадлежит ссылка их компании или нет. А ещё иногда система безопасности браузера может предупредить пользователя, что форма может быть мошеннической.

Личный опыт: как я вернула списанные мошенниками 30 тысяч ₽ за пиццу.

Наиболее популярные схемы мошенничества в 2025 году

Кроме звонков от якобы сотрудников правоохранительных органов, Росфинмониторинга, Банка России и управляющих компаний, есть и иные популярные сейчас схемы.

Взлом «Госуслуг» под предлогом замены счётчиков

В последнее время часто звонят с просьбой о замене счётчиков на воду, отмечает Александр Переудин.

«Вам предложат оставить заявку на замену счётчиков: для этого нужно указать пароль, который пришёл в СМС. Если назвать пароль, можно потерять доступ к своему аккаунту на „Госулугах“: мошенники быстро сменят пароль и контрольный вопрос», — говорит эксперт.

Далее мошенники звонят уже от имени «Госуслуг» или Росфинмониторинга по поводу взлома аккаунта. В ходе разговора мошенник выясняет, сколько денег на счетах жертвы, и предлагает перевести их на «безопасный» счёт.

Переводить деньги ни в коем случае нельзя.

Нужно положить трубку и срочно обратиться в ближайший МФЦ, чтобы исправить ситуацию и получить доступ к аккаунту.

Использование подставных лиц для оформления счетов

Помимо телефонного мошенничества, также актуальна схема с использованием так называемых «дропов» (подставных лиц), говорит Александр Переудин. Их используют для незаконных операций по банковским счетам — они даже могут не подозревать, в чём участвуют.

«Будущих дропов мошенники чаще ищут в социальных сетях либо по знакомству. Им предлагают за определённую плату получить на свой счёт деньги и перевести их по нужным реквизитам. Иногда дропа подговаривают сделать нотариальную доверенность, чтобы мошенник смог открыть банковский счёт и распоряжаться им», — поясняет эксперт.

С весны 2024 года, по данным Росфинмониторинга, наблюдается кратный рост таких случаев.

Соглашаться так «подзаработать» категорически нельзя — это стопроцентное мошенничество, которое может грозить уголовной ответственностью.

❗️

Личный опыт: неизвестные перевели мне на карту 50 тысяч ₽

Как защитить себя от мошенников

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперт Сравни Александр Переудин рекомендует:

  • Никогда не сообщать никаких паролей, данных банковских карт или паспорта кому-либо: кто бы ни звонил и кем бы ни представлялся. Если в телефонном разговоре человек спрашивает код из СМС или банковские данные, можно смело класть трубку — это мошенник.
  • Росфинмониторинг и Центробанк не имеют права блокировать банковские счета и открывать «безопасные» счета для защиты от мошенников. Они вообще не работают с физическими лицами. Если звонят от имени этих организаций — это точно обман.
  • При звонке «из банка» всегда лучше положить трубку и перезвонить самостоятельно по номеру телефона, указанному на банковской карте или официальном сайте организации.
  • Не стоит вообще отвечать на звонки с незнакомых номеров, в том числе через мессенджеры.
  • Не нужно доверять предложениям о лёгком заработке, внезапном выигрыше и получении бонусов, особенно если для этого нужно вводить данные карт.
  • Следует установить определитель номера, который может отсеивать нежелательные звонки. Это поможет заранее понять, кто звонит, и сэкономить время на ненужные разговоры. Какие есть определители номера и как ими воспользоваться, мы рассказали в статье.

Что делать, если уже стал жертвой мошенников

Стать жертвой злоумышленников может абсолютно любой человек, вне зависимости от уровня образования, социального положения и других факторов. Нет причин чувствовать себя виноватым, так как вина всегда на преступнике, а не на жертве. Нужно смело обращаться в полицию и писать заявление.

Если мошенникам известны реквизиты карт, то нужно сразу их заблокировать — в приложении либо через поддержку банка.

Также можно оставить обращение на оспаривание перевода преступникам. Работники банка рассмотрят, можно ли вернуть деньги. Ещё в поддержку можно отправить талон о принятии заявления в полиции — при запросе от органов банк поможет в раскрытии дела.

Если мошенники получили доступ к «Госуслугам», нужно как можно скорее обратиться с паспортом в ближайший МФЦ для смены пароля. Там же можно оформить заявление о замене паспорта, чтобы данные предыдущего стали недействительными и мошенники не могли ими воспользоваться.