logo
Ещё
13 декабря 2024
1 718
Мошенники взяли кредит: как защитить себя от такой ситуации

Мошенники взяли кредит: как защитить себя от такой ситуации

В последние годы в России мошенники всё чаще берут кредиты на имя других людей без их ведома и согласия. Разбираемся‚ какие методы используют преступники и как защититься от таких рисков.

avatar
Редактор по инвестициям

Как мошенники могут оформить кредит без ведома человека

Кража и подделка личных данных

Преступники используют так называемые методы социальной инженерии, чтобы получить доступ к личной информации:

через ложные сайты, копирующие настоящие, телефонные звонки, подделку документов, а также использование утечек данных из различных источников. Например, они могут создать точную копию сайта интернет-банка, отличающуюся по названию на одну или несколько букв.

В некоторых случаях мошенники могут использовать фальшивые паспорта или другие документы, подделанные с помощью компьютерных технологий. Согласно отчёту компаний Smart Engines и Intellect, в период с 2019 по 2022 год количество дел с использованием поддельных документов выросло на 43%. Данных за 2023 год пока нет, потому что результаты уголовных дел в систему не выгружены.

Воровство данных через интернет-банкинг

Мошенники могут получить доступ к личным счетам и картам тех, кто использует слабые пароли или не обращает внимания на безопасность своих онлайн-аккаунтов. В результате злоумышленники могут оформить кредиты через интернет-банкинг или мобильные приложения. Например, просто подобрать пароль к личному кабинету.

В России самыми популярными паролями в 2023 году стали «123456», «123456789» и «1000000».

В топ-10 входят также вариации из последовательных цифр, сочетания «123123qwe», qwerty и «Qwerty123». Кроме того, популярностью пользуется сочетание «12345zz». Использование простых паролей облегчает работу мошенникам.

Доверенности или поддельные документы

Иногда мошенники используют поддельные доверенности или документы, подтверждающие личность потерпевшего. В этом случае они могут оформить кредит в банке без присутствия человека. Использование подобных схем часто связано с недостаточной проверкой документов банками.

Мошенники уверяют клиентов банка, что кто-то якобы выписал доверенность от их лица, поэтому для безопасности предлагают перевести деньги на безопасный счёт. Однако каждая удостоверенная нотариусом доверенность вносится в специальный электронный реестр Единой информационной системы нотариата. Более того, на базе этого реестра есть общедоступный бесплатный онлайн-сервис проверки доверенностей. Каждый может проверить доверенность по уникальному номеру.

Так выглядит сервис проверки доверенностей.

Поручительства и третьи лица

Преступники могут предложить человеку выступить поручителем по кредиту. После чего кредит оформляют не на самого поручителя, а на сообщника мошенников. При этом тот, кто стал поручителем, даже не подозревает об этом. Сложности начинаются, когда основной заёмщик не вернёт банку долг.

Как можно защититься от мошенничества с кредитами

Быть внимательным к личной информации

Никогда не стоит делиться данными паспорта, номерами карт, CVV-кодами или паролями для доступа к банковским приложениям с посторонними лицами. Особенно опасны звонки, приходящие от якобы сотрудников банков, которые могут попытаться выудить такие данные. Нельзя передавать таким собеседникам никакую информацию. Зачастую мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или даже работниками Центробанка.

Ранее Центробанк уже перечислял основные признаки телефонных мошенников:

Собеседник под любым предлогом просит совершить платёж на какой-то безопасный счёт, оплатить некий налог, бронь, штраф, заплатить залог, аванс и так далее.

Очень выгодное предложение — призы, любые выплаты, уникальные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность.

Собеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты — номер и трёхзначный код на её обратной стороне, ПИН-код, а также код из СМС или персональные данные. Настоящий сотрудник банка или любой другой организации никогда не запрашивает у человека какие-либо данные его карты.

Последний фактор — моральное давление, требование немедленно принять решение о переводе денег или сообщить данные карты.

Если возникли малейшие сомнения, не является ли собеседник мошенником, нужно прекратить разговор и перезвонить в банк по официальному номеру — он всегда указан на обороте банковской карты.

Использовать двухфакторную аутентификацию

Двухфакторная аутентификация (например, СМС-код на номер мобильного телефона при входе в личный кабинет на сайте или в приложении) помогает предотвратить несанкционированный доступ к банковскому аккаунту. Она обязательна для большинства банков, но всегда стоит проверить, включена ли она в конкретном аккаунте.

Двухфакторная аутентификация (2FA) —

это метод защиты личного кабинета, который требует двух различных факторов для подтверждения личности при входе в онлайн-банк. Например, сначала ввод пароля, а затем СМС-сообщение на мобильный телефон. Это позволяет создать дополнительный уровень безопасности. Даже если мошенники узнают пароль к аккаунту, без доступа к телефону пользователя они не смогут зайти внутрь.

Как включить двухфакторную аутентификацию в онлайн-банке

Войти в личный кабинет:

  • открыть сайт или приложение банка;
  • ввести логин и пароль для входа в личный кабинет.

Перейти в настройки безопасности:

  • обычно в настройках аккаунта или в разделе «Безопасность» можно найти опцию для включения двухфакторной аутентификации.

Выбрать способ получения второго фактора:

  • банк предложит выбрать метод получения кода: через СМС, с помощью мобильного приложения (например, Google Authenticator) или через e-mail.

Настроить телефон:

  • если выбрать СМС, то придётся привязать номер телефона;
  • если выбрать приложение, то надо будет скачать его на смартфон и отсканировать QR-код, предоставленный банком.

Подтвердить настройку:

  • ввести код, который пришёл по выбранному каналу (СМС, приложение, почта), для подтверждения настройки.

Завершить настройку:

  • после подтверждения двухфакторная аутентификация начнёт работать. В будущем при входе в онлайн-банк будет нужно вводить не только пароль, но и код из второго фактора.

Периодически проверять свою кредитную историю

Следует регулярно проверять свою кредитную историю, чтобы вовремя заметить несанкционированные займы. Один из наиболее простых способов — услуга «Кредитный рейтинг» от Сравни. Любой желающий может пройти верификацию по номеру телефона и бесплатно узнать свой кредитный рейтинг, а также какие займы есть на его имя.

Так выглядит услуга «Кредитный рейтинг» от Сравни. Авторизоваться можно через Госуслуги.

Не оставлять личные данные в ненадёжных местах

Мошенники регулярно взламывают социальные сети пользователей или получают доступ к переписке в мессенджерах. Поэтому копии документов не стоит хранить в переписке. Если необходимо переслать кому-то эту информацию, после этого стоит сразу удалить её из истории переписки. Это касается и копии паспорта.

Кроме того, если человек сделал копию своего паспорта — лучше не оставлять её там, где её могут украсть или сфотографировать посторонние люди. И ни в коем случае не вывешивать её в социальных сетях и не пересылать незнакомым людям. Копии важных документов также не стоит выбрасывать в обычный мусор.

Контролировать свои счета и транзакции

Важно проверять регулярные выписки по банковским счетам и внимательно следить за любыми необъяснимыми транзакциями. Для этого надо настроить мобильные уведомления, чтобы оперативно отслеживать действия по картам и счетам. Услуга платная. В разных банках это может стоить примерно от 40 ₽ до 99 ₽ в месяц.

Например,

в Сбербанке можно настроить уведомления оперативно в приложении. Для этого нужно открыть профиль, нажать на блок «Уведомления» или найти их в настройках. После этого необходимо выбрать карту, к которой нужно подключить уведомления. Затем придёт сообщение о том, что услуга подключена.

Кроме того, настроить уведомления можно в банкомате. Для этого на главном экране надо нажать «Все услуги», затем «Информация и сервисы», а после этого выбрать «Уведомления (СМС и пуш-уведомления)» и нажать «Подключить».

Своевременно блокировать подозрительные операции

Если человек заметил на своём счёте кредит или операцию, которую не совершал, надо сразу обратиться в банк, чтобы предотвратить дальнейшие действия мошенников. Для этого на своей банковской карте с обратной стороны надо найти телефон банка и позвонить именно по нему.

Стоит быть готовым, что банк заблокирует карту после сообщения о подозрительной операции, чтобы мошеннические действия не повторились. Зачастую мошенники начинают с маленьких сумм, а затем уже оформляют на человека крупный заём.

Какие суммы уже похитили мошенники

Основным инструментом мошенников остаются банковские карты. По данным Центробанка, мошенники используют информацию о людях из открытых источников и утечек данных. По данным ЦБ за первый квартал 2024 года, количество мошеннических операций увеличилось на 17% по сравнению с тем же периодом 2023 года.

Каждый четвёртый рубль, похищенный мошенниками в 2023 году, оказался кредитным, говорят в ЦБ. В Сбербанке из всех звонков, по итогу которых клиенты потеряли свои деньги, примерно 30% переводятся в кредитное мошенничество. Из 276 миллиардов ₽, которые банку удалось спасти, около 100 миллиардов ₽ оказались попытками взять кредит под влиянием злоумышленников.

Наиболее уязвимы россияне, не следящие, где оставляют личные данные. А также те, кто активно использует цифровые финансовые услуги, но не уделяет должного внимания безопасности.

Самозапрет на выдачу кредитов: как работает и зачем нужен