logo
Ещё
28 ноября 2024
92 163
Как вырастет штраф за отсутствие ОСАГО в 2025 году

Как вырастет штраф за отсутствие ОСАГО в 2025 году

Госдума приняла в первом чтении законопроект‚ который предусматривает увеличение штрафа за повторную езду без полиса ОСАГО до 5000 ₽. Рассказываем‚ как это будет работать.

avatar
Авторедактор

Как будут работать новые штрафы за отсутствие ОСАГО

В конце ноября 2024 года Государственная дума в первом чтении приняла законопроект о повышении штрафов за езду без полиса ОСАГО. Сумма штрафов увеличится до 3000–5000 ₽.

Соответствующие поправки планируют внести в статьи 12.3 и 12.37 КоАП РФ. Они коснутся случаев повторного нарушения, а штрафы за первое нарушение останутся на том же уровне.

Как сейчас начисляют штрафы за езду без ОСАГО

Сейчас, в 2024 году, за езду без полиса ОСАГО предусмотрено два штрафа: 500 ₽, если полис есть, но водитель не может его продемонстрировать сотруднику ГИБДД (ни в бумажном, ни в электронном виде), и 800 ₽, если полиса нет вообще.

Штрафы за отсутствие ОСАГО ввели в 2002 году. Их сумма за 22 года не изменилась. А с 2016 года почти все штрафы можно оплатить со скидкой 50% — если это сделать в первые 20 дней. То есть штраф за отсутствие ОСАГО может составить 250 и 400 ₽ соответственно.

Как говорится в Пояснительной записке к законопроекту, текущий размер штрафа несопоставимо меньше стоимости полиса ОСАГО, поэтому некоторые водители посчитали более выгодным платить штрафы. Хотя в случае ДТП виновнику аварии без ОСАГО придётся самому возмещать ущерб потерпевшему.

Если водитель без ОСАГО попадает в ДТП по своей вине, компенсировать ущерб пострадавшим он будет из своего кармана.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО на ремонт автомобиля — 400 тысяч ₽, а в качестве компенсации вреда здоровью — 500 тысяч ₽.

❗️

Авторы законопроекта полагают, что повышение штрафов за отсутствие ОСАГО может помочь сократить число водителей, которые не покупают страховку.

Так, если несколько раз придётся заплатить по 5000 ₽, то выгоднее будет купить полис.

Если штрафы начнут приходить с камер, то их станет существенно больше. Это также может стимулировать автомобилистов покупать полисы ОСАГО.

Поскольку большой штраф будут выписывать только за повторное нарушение, есть вероятность, что водители будут покупать полис после первого наказания.

Как проверяют полис ОСАГО

В 2024 году без действующего полиса ОСАГО нельзя поставить машину на учёт. Страховка входит в перечень обязательных документов, которые проверяют сотрудники ГИБДД. Но с 1 марта 2025 года это правило отменят.

На дорогах полисы ОСАГО проверяют сотрудники ГИБДД. На практике обычно это происходит вместе с остальными документами — водительским удостоверением и свидетельством о регистрации транспортного средства (СТС). Иногда, если остальные документы в порядке, сотрудники вообще не просят предъявить страховку.

Сотрудники ГИБДД не всегда проверяют наличие страховки. Источник: aif.ru.

С 1 марта 2025 года наличие полисов будут проверять с помощью дорожных камер. Сначала систему запустят в тестовом режиме. Тем водителям, у которых не окажется страховки, будут присылать предупреждение. Как будет проходить этот эксперимент — мы писали в отдельной статье.

Распространяются ли повышенные штрафы, а также правило одного штрафа в сутки на нарушения, которые зафиксированы камерами, — пока неизвестно.

Сколько водителей ездят без страховки

По данным Российского союза автостраховщиков, в 2023 году доля водителей, которые ездят без страховки ОСАГО, составила 8,3%. При этом годом ранее она достигала 9,6%. Меньше всего водителей без ОСАГО — в Республике Татарстан — 0,9%, а больше всего — в Республике Ингушетия — 77,8%.

Так выглядит антирейтинг регионов по проценту водителей без ОСАГО. Источник: autoins.ru.

Статья основана на законопроекте, который ещё не приняли. Информация актуальна на 28 ноября 2024 года. Мы будем следить за законопроектом и выпускать новые статьи по теме.