Систему‚ которая будет проверять наличие полисов ОСАГО с помощью дорожных камер‚ готовят давно. Её внедрение несколько раз откладывали и теперь назначили новую дату — 1 марта 2025 года. Рассказываем‚ как это будет работать.

Как и когда полисы ОСАГО начнут проверять с помощью камер
Стадия эксперимента
С 1 марта 2025 года начнётся эксперимент, который должен выявить слабые места системы автоматического контроля наличия полисов ОСАГО. Он продлится 12 месяцев.

Как заявил пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, это необходимо для того, чтобы убедиться, что система работает стабильно и со стороны автовладельцев не поступает жалоб. Также, по словам Уфимцева, этот период позволит водителям подготовиться к новому виду контроля.
Единая база данных, где хранится информация обо всех полисах ОСАГО, готова к началу эксперимента, подтвердил гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Как будет работать контроль
С помощью дорожных камер будут фиксировать весь поток автомобилей. Полученную информацию ГИБДД будет автоматически направлять в НСИС. Там по госномеру машины будут проверять наличие полиса ОСАГО. Если его найдут — фотографию автоматически удалят.
Если полис не обнаружат, то система отправит повторный запрос — на следующий день. Это сделано для того, чтобы избежать ошибочного наложения штрафа. Например, полисы, которые оформлены в бумажном виде, могут подгружаться в систему с опозданием. К тому же с 2 марта 2024 года полис ОСАГО можно оформить на один день. Если полис обнаружат при повторном запросе, то фотографию автомобиля также удалят из системы.
Если оба запроса не дадут результатов, то водителю направят предупреждение через портал «Госуслуги».
На время проведения эксперимента штрафовать в автоматическом режиме автомобилистов не будут.
Возможны ли ошибки
Николай Галушин сообщил пресс-службе информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», что количество ошибочно выписанных штрафов при автоматической проверке полисов будет минимальным. Он объясняет это тем, что в базе данных НСИС очень высокое качество информации. Также этому будет способствовать точная настройка взаимодействия системы с ГИБДД.
В качестве примера он привёл сложный случай, когда полис ОСАГО оформляют на новый автомобиль без номеров. Когда водитель ставит машину на учёт, он должен уведомить страховую компанию, чтобы регистрационный знак внесли в полис. Но так происходит не всегда. Получается, что машина не будет привязана к действующему полису ОСАГО.

Галушин заверил, что даже в таком случае водителю не выпишут штраф, потому что полис ОСАГО найдут не по госномеру, а по другой информации, которая также будет в базе, — например, по VIN-коду.
Как штрафуют за отсутствие ОСАГО
Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО предусмотрены статьёй 12.37 КоАП РФ. Она предусматривает два возможных варианта развития событий.
- У водителя есть действующий полис, но он не может его продемонстрировать ни в бумажном, ни в электронном виде. Например, он мог забыть полис дома, а на смартфоне сел аккумулятор. Тогда сотрудники ГИБДД самостоятельно проверят наличие страховки. Если она действительно есть, выпишут штраф 500 ₽.
- Если у водителя нет страховки, она просрочена или он не вписан в полис, то выпишут штраф 800 ₽.
Помогут ли штрафы с камер
На практике сотрудники ГИБДД редко специально останавливают водителей для проверки полиса ОСАГО. Обычно наличие страховки проверяют заодно с другими документами — правами и СТС.
Поэтому, даже если водитель получил штраф за отсутствие полиса, в следующий раз страховку могут проверить через месяц, а иногда — через полгода.
Камеры же будут проверять наличие полиса каждый день. И пока водитель не купит страховку, ему будут приходить штрафы. Так, например, за месяц он суммарно может получить 24 тысячи ₽ штрафов. А это больше, чем стоимость полиса.
По статистике, которую приводит РСА, в России 8,3% водителей не имеют полиса ОСАГО. При этом в некоторых регионах без страховки ездят более половины автомобилистов.
Вероятно, что штрафы с камер помогут снизить количество автомобилистов без ОСАГО.
При этом больше штрафов будет выписано в крупных городах, где установлено больше камер. Но, по данным РСА, там процент водителей без страховки и так минимальный. Например, в Татарстане он составляет 0,9%, а в Москве — 1,8%.
Устанавливать камеры в сельской местности может быть слишком дорого — с учётом небольшого потока автомобилей. Поэтому там изменить ситуацию с отсутствием полисов ОСАГО будет сложнее.