logo
Ещё
14 мая 2010
34
Очнулся - полис страхования!

Очнулся - полис страхования!

Что происходит на рынке страховых услуг (КАСКО, ОСАГО, ДМС, страхование жизни)? Что нужно делать, чтобы увеличить долю рынка, и как привлекать потребителей к страховым услугам - об этом порталу Сравни.ru рассказала Екатерина Потапова, руководитель проекта «Страхование» агентства «ПРАЙМ-ТАСС».

Что проиисходит на рынке страховых услуг (КАСКО, ОСАГО, ДМС, страхование жизни)? Что нужно делать, чтобы увеличить долю рынка и как привлекать потребителей к страховым услугам , - об этом порталу Сравни.ru рассказала Екатерина Потапова, руководитель проекта «Страхование» агентства «ПРАЙМ-ТАСС».

Существует мнение, что в последнее время на фоне посткризисной ситуации страховой рынок поднялся. Что происходит сегодня со страховыми услугами? 
 
Окончательных итогов по первому кварталу еще нет, и мнения страховых компаний разнятся. На пресс-конференции «Ингосстрах» (крупнейший игрок рынка АвтоКАСКО) заявил, что сборы компании упали на 8 %, и такое  падение было прогнозировано на первый квартал 2010 года. Если сравнить с 2009 годом, рост примерно одинаков, но снижение объема продаж у лидера рынка говорит о многом.

На российском  страховом рынке есть несколько сегментов, на которых все держится – ДМС (добровольное медицинское страхование), КАСКО и ОСАГО. Процессы, которые протекают в каждом из них, нужно рассматривать отдельно.

КАСКО

Данные по первому кварталу рынка КАСКО уже опубликованы. Падение продаж автомобилей немного притормозилось благодаря государственной программе, которая не позволила им упасть более чем на 30%. Вполне понятно, что людям, которые пользуются этой госпрограммой, при этом, как правило, не пользуются услугами добровольного страхования.

В Автокредитовании ставки довольно высоки, и кредитных машин не очень много. Кроме того, если несколько лет назад, существовала жесткая связка «банк – страховщик», то сейчас в некоторых программах вообще не требуется страховка. В этом сегменте я бы также не стала ожидать положительных тенденций.

 Точкой роста по опубликованным данным первого квартала можно назвать сборы по ОСАГО, рост составил 11 %. Насколько я знаю, это единственный рыночный вид  страхования, который вырос за первый квартал 2010 г.

Такая тенденция связана прежде всего с увеличением автопарка – машины все равно продаются. Год назад были пересмотрены региональные коэффициенты, после чего премия по договору выросла просто за счет их корректировки.

ДМС (добровольное медицинское страхование)

В 2009 году компании ДМС активно боролись за сохранение существующих клиентов и доли рынка. Страховые компании боялись потерять клиента в то время, как медицинские учреждения резко повышали цены,  -  многим нужна была денежная наличность для поддержания финансовой состоятельности.

Такая ситуация привела к тому, что ДМС с точки зрения убыточности стало самым проблемным видом страхования - услуги медицинский учреждений выросли минимум на 25 %, при этом страховщики заявляли, что некоторые учреждения корректировали цены чуть ли не на 50 % каждый квартал.

Итак, цены на медицинские услуги значительно выросли, а страховая премия по договору не только не росла, но и падала. Крупные компании довольно быстро решили, что работать так не будут.

Подобная схема существует на рынке ДМС и сейчас, поэтому, если говорить о тенденциях - в условиях продолжающегося кризиса компании либо режут бюджеты, либо сохраняют их на прежнем уровне. За объем дохода, который предлагает рынок ДМС сегодня, компании не готовы давать такое же покрытие, как было раньше. Как результат,  режутся программы, прежняя страховка стоит совсем других денег.

Я не думаю, что рынок  вырастет. Возможно,  премии останутся на прежнем уровне, но при текущем покрытии страховой защиты они будут уменьшаться вместе с некоторыми видами дорогостоящей медицинской помощи.

Страхование имущества

В сегменте страхования имущества предприятий участники рынка говорят о демпинге - страхование происходит по очень высоким тарифам, как результат - падение продолжается.

Существует распространенная точка зрения, что страхование -  это производный рынок от  макроэкономической ситуации в стране. До тех пор, пока макроэкономика не заработает на полную мощность, не начнут строиться дома и предприятия, существенного всплеска ожидать не стоит. 
 
Насколько граждане стали понимать, что страхование стимулирует качество жизни? Увеличилось ли количество обращений после потерь в кризис?
 
Известно, что страхование в пирамиде человеческих потребностей занимает 5 уровень. То есть: когда существуют проблемы с выплатой заработной платы, покупкой еды, оплатой коммунальных платежей, вряд ли человек пойдет за страховкой. Мне кажется, потребитель сегодня в принципе не склонен видеть в страховании инструмент дополнительной защиты. Это связано, прежде всего, с неразвитостью рынка в России – он еще слишком мал.

Что нужно делать, чтобы расширять рынок в целом и привлекать потребителей к страховым услугам?

 В России существует довольно насыщенная продуктовая линейка, но люди еще не готовы к рынку, поэтому услуги остаются недооцененными.

Сегодня в основном страховки продаются через агентов - потребитель сам не обращается за ними. И страховые компании, конечно, будут увеличивать свои агентские сети. Если они будут развиваться, страхование жизни будет активно продвигаться, потому что страхование – это один из тех продуктов, которые продаются, а не покупаются. В перспективе можно ожидать действительно положительных тенденций этого вида услуг.

Как развивается рынок страховых услуг в других странах? 
 
Структура рынка в России обратно пропорциональна - 90 % приходится на страхование имущественных рисков и менее 10% занимает страхование жизни. В развитых странах - все наоборот. По моим ощущениям, мы придем к такой схеме лет через 100.

Я проводила небольшое исследовании, е и оказалось, что в 2009 году средняя стоимость КАСКО составила 1200 $ (36 000 тыс руб). Это дороже, чем средняя страховка в  европейских странах, с учетом того, что люди там живут дольше, и уровень жизни отличается.

Франшиза уменьшает стоимость полиса – в России она не развита, поэтому стоимость КАСКО дороже. В некоторых странах  распространена франшиза в натуральном виде, например, на поцарапанный бампер на Западе не обращают внимание, а у нас отношение такое, что если деньги заплатил, должен их отбить. Любая царапина  предъявляется к выплатам, и в итоге все мы платим больше.
 
Какие интересные программы были предложены в последнее время потребителю?
 
Участники понимают, что у российского населения денег на новые продуктовые линейки нет, поэтому действия направлены на минимизацию расходов граждан.
Если раньше страховые компании старались продвигать продукт «все включено», сейчас многие из них нацелены на то,  чтобы исключить какие-то риски из покрытия и  удешевить стоимость полиса.

Нужно понимать, что сокращение стоимости осуществляется за счет сокращения покрытий,  введении франшизы, убираются сервисные составляющие продуктов. Зачастую это такие услуги как вызов аварийного комиссара, сбор справок,  вызов эвакуатора и др. Раньше клиенту не приходилось думать ни о чем, покупая полный пакет услуг, сейчас к продуктам нужно подходить более разборчиво.

 Какие шаги предпринимают участники, чтобы избежать случаев мошенничества?
 
Типичная схема мошенничества выглядит примерно так: организуются компании, которые не лицензируются вообще, работают по агентскому договору, страховщики отгружают им бланки полисов на продажи,  но деньги за проданные полиса  не перечисляются.

Участники подсчитали, что за 2009 год убытки за такие недобросовестные действия составили на одну крупную компанию около 100 – 150 млн рублей.

С точки зрения потребителя, ситуация еще более неприятная, выглядит это следующим образом:  клиент купил полис, заплатил деньги, приходит в страховую компанию, а она говорит, что  полис недействителен и денег выплачивать по нему не будет.

Есть позиция по данному вопросу в Федеральной службе страхового надзора, которая считает, что платить по таким полисам должна страховая компания, т.к. они являются бланками строгой отчетности и компания несет за них ответственность.
Страховая компания передала полисы третьим лицам и потребитель не обязан вникать в подробности. Еще один минус для потребителя состоит в том, что если страховая компания поняла, что ей не перечисляются деньги, она может опубликовать в СМИ объявление о признании недействительными определенные номера бланков полисов.

Можно увидеть в открытом доступе списки мошенников?

Пресса настаивала на том, чтобы публиковались списки недобросовестных брокеров, посредников и агентов. Страховые компании решили сделать такие списки, но они будут доступны только для них самих.
Кроме этого, 2 недели назад (13 апреля – прим.)  5 крупнейших страховых компаний заключили между собой соглашение о противодействии страховым мошенникам. В результате если одна из них сталкивается с брокером-мошенником, то компания передает эту информацию другим, и с правонарушителем прерывают всякие отношения.

Об отзыве лицензий

Для потребителей страховых услуг сейчас сложное время - многие компании находятся на грани отзыва лицензий. А агенты, которые с ним работают, они знают о проблемах, но, тем не менее, продолжают распространять лицензии.

В прошлом году у страховщиков было отозвано 100 лицензий, в этом году прогнозируется несколько меньше. С рынка уходят компании с большими объемами обязательств.
Например, РСА,  который выплачивает компенсационные выплаты по полисам ОСАГО за компании по страховой компании «Гранит», выплатил более 800 миллионов рублей.

Ситуация довольно скользкая, потому что информация о проблемах компаний официально не распространяется, - можно только догадаться по различным признакам.
Некоторые агенты этим пользуются - продают полисы компаний, которые уходят с рынка.

Сейчас нельзя подходить к выбору полиса, ориентируясь только на цену. Многие крупные страховые компании демпингуют  и предлагают вполне конкурентоспособные тарифы, поэтому рисковать, особенно если речь идет о страховании КАСКО (по ОСАГО РСА компенсирует убытки- прим.), при добровольных видах страхования при отзыве лицензии
у компании, потребителю не покрываются убытки. Система гарантированных выплат действует  в ОСАГО. Тут позиция ясна - раз государство обязало всех заплатить за страховку, оно должно гарантировать выплаты.


Существует ли законодательство, которое может как-то оградить потребителя от потерь?

Существует процедура банкротства. Сейчас приняты новые поправки в закон о банкротстве и возможно что-то изменится, но на протяжении всей истории страхового рынка в России ни один страховщик не расплатился по своим обязательствам,  лишившись лицензии.

Вместе с тем, законом об организации страхового дела предусмотрено, что компания не может просто закрыть офис и уйти, но примерно так сейчас и происходит. На нее подают в суд, он признает иски обоснованными, а компанию банкротом, затем приходят конкурсные управляющие и выясняется, что имущества у компании нет, на счетах – ноль, расплачиваться нечем.
Надо понимать, что риск банкротства компаний из первой десятки минимален – государство, скорее всего, не позволит им уйти с рынка.


О чем нужно подумать потребителю, прежде чем обратиться в компанию за страховым полисом?

Существует  большая проблема - потребители не читают правила страхования, при покупке страховки у людей часто встречается завышенное ожидание по поводу того, что они купили, однако большинство не интересуется и не изучает условия договора.

Перед заключением договора надо обязательно читать все правила - у каждой компании они свои. Нужно составить список тех услуг и  параметров, которые важны именно вам. Он может включать разные параметры. Например – есть ли возможность получать страховое возмещении без справки из ГИБДД, какие случаи попадают под это возмещение без справки и др. Каждый для себя должен определить, что он хочет от страховки, написать список вопросов и при заключении договора все тщательно сверять.
Кроме этого, полезно смотреть форумы и отзывы о компании в интернете. Необходимо подходить к выбору полиса осознанно, изучив множество доступной информации.
 
Страхование жизни

А что можно сказать о сегменте страхования жизни? Каковы его перспективы  в России?

Если говорить о накопительном страховании жизни, то это практически ноль.
По опросам консалтинговых центров, в России услугой страхования жизни, под которой мы понимаем страхование от различных видов несчастных случаев, в том числе смерти,  имеют не более 6 % населения.

В принципе, в сегменте страхования жизни наблюдается рост и связано это, как мне кажется, с активной позицией компаний, которые работают в этом секторе.

Основу рынка составляют несколько компаний с иностранным капиталом,  и в целом наблюдается значительный рост. Но дело в том, что сам рынок у нас настолько крошечный, что здесь невозможно говорить о каком-то взрыве страхования жизней россиянами, потому что в абсолютных объемах это просто смешные цифры применительно к населению нашей страны.

Как будет развиваться рынок в ближайшей перспективе?
 
Аналитики по–разному прогнозируют его развитие. Эксперт РА заявили, что со второго полугодия пойдет рост продаж автомобилей и ситуация с тарифами по страхованию имущества достигла некого дна, в медицине будет примерно то же, что в прошлом году. К концу года появятся позитивные сигналы, и уже в 2011 году возможен рост.