В прошлом‚ 2024 году продукция столичных компаний появилась более чем в 55 странах мира. Выход на экспорт даёт предпринимателям новые возможности‚ но требует большой комплексной подготовки. Специалисты Московского экспортного центра (МЭЦ) рассказывают‚ как действовать предпринимателям на разных этапах выхода на зарубежные рынки.

Как российским предпринимателям успешно выходить на международные рынки: советы экспертов
Где продавать: перспективные рынки для экспорта
Перед выходом на зарубежные рынки важно определить, где есть спрос на продукцию.
В 2024 и 2025 годах ключевыми странами для российских компаний, по данным экспертов МЭЦ, стали:
- Китай;
- Казахстан;
- Азербайджан;
- Узбекистан;
- Беларусь;
- Египет;
- ОАЭ;
- Кыргызстан;
- Турция.
Среди доступных каналов сбыта можно выделить:
Классический ретейл — это прямые поставки в торговые сети, которые уже работают с российскими производителями.
Электронную торговлю — это размещение продукции на международных маркетплейсах, таких как Tmall.com в Китае, Global Trade Plaza в Индии и Ecasb в Иране. На этих площадках особенно востребованны продовольственные товары и косметика.
Как вести бизнес проще?
Это легко сделать с помощью услуг специалистов Сравни.
Как находить клиентов: деловые связи и международные партнёры
Успешный экспорт — это не только логистика, но и выстраивание партнёрских отношений. Для этого компаниям стоит участвовать в деловых миссиях, международных выставках и ярмарках.
Так, в 2024 году российские предприятия представляли свою продукцию на таких мероприятиях, как Gulfood и GITEX Global в ОАЭ, Shanghai International Personal Care Expo в Китае, Bengaluru Tech Summit в Индии. В 2025 году — The BIG 5 в ОАЭ, Vietfood & Beverage во Вьетнаме и Africa Health ExCon в Египте.
В продвижении могут помочь российские эксперты, живущие за границей и обладающие широкими бизнес-контактами, например в ОАЭ, Китае, Индии, Вьетнаме, Египте, Малайзии, а с 2025 года — и в Иране.
Ещё больше полезных советов по ведению бизнеса и не только вы найдёте в телеграм-канале журнала Сравни.
Как подготовить товар и проверить спрос
❗️Перед выходом на рынок важно учесть:
налоговые и таможенные требования;
необходимость сертификации;
культурные особенности потребителей.
Чтобы минимизировать риски, компании стоит провести исследование рынков, протестировать продукцию и адаптировать её под запросы покупателей.
«Для успешного выхода на зарубежные рынки мы рекомендуем не только тщательно анализировать специфику потребления в каждой стране, но и прорабатывать логистику, систему оплаты и юридические аспекты, — отмечает Виталий Степанов, генеральный директор Московского экспортного центра. — Согласно нашим данным, в 2024 году почти 70% московских компаний-экспортёров, которые соблюдали комплексный подход при планировании, вышли в прибыль по итогам первого года работы на новых рынках. При этом ключевой фактор — локализация маркетинговых инструментов: от адаптации упаковки до корректировки рекламных сообщений, учитывающих культурные особенности и менталитет целевой аудитории».

Как сократить затраты: финансовая поддержка экспортёров
Выход на экспорт требует вложений. Но предприниматели могут воспользоваться финансовыми инструментами:
экспортным кешбэком — это частичное возмещение расходов на зарубежное продвижение;
льготным кредитованием — по нему можно получить до 100 миллионов ₽ на развитие внешнеторговой деятельности.
Российские компании, уже освоившие международные рынки, отмечают, что грамотное планирование, поддержка экспертов и активное участие в международных мероприятиях значительно ускоряют процесс выхода на экспорт и помогают найти надёжных партнёров.

