В ближайшем будущем российские банкоматы могут быть оснащены специальными метками на кнопках, которые позволят слабовидящим и слепым клиентам самостоятельно работать с терминалом, также банкоматы могут получить звуковую систему сопровождения, которая через наушники будет давать подсказки пользователю.
В ближайшем будущем российские банкоматы могут быть оснащены специальными метками на кнопках, которые позволят слабовидящим и слепым клиентам самостоятельно работать с терминалом, также банкоматы могут получить звуковую систему сопровождения, которая через наушники будет давать подсказки пользователю.
На сегодняшний день в России практически невозможно найти банкомат, с которым незрячий человек мог бы комфортно работать без посторонней помощи. В связи с этим член комиссии Общественной палаты (ОП) по добровольчеству и волоронтёрству Диана Гурцкая написала письмо руководству Банка России. Её также беспокоит, что «модели банкоматов и их программное обеспечение весьма различаются, и человеку, "живущему на ощупь", каждый раз приходится заново адаптироваться к конкретной модели или программе банкомата». Предлагается также установить в банкоматах специальный сервис звукового сопровождения, чтобы человек мог надеть наушники и получить все необходимые пояснения по работе с устройством.
В ЦБ идею поддержали, пишет Российская газета. «Принимая во внимание социальную значимость вопроса обеспечения доступа маломобильных групп населения к финансовым услугам, Банк России будет оказывать поддержку реализации аналогичных проектов», – отметили в ЦБ. И добавили, что опыт подобного модернизирования банкоматов в России уже был – во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Тогда 795 банкоматов и платёжных терминалов адаптировали для обслуживания маломобильных групп населения. Там появились голосовые и световизуальные оповещения, специальная клавиатура с телефонной раскладкой и системами тактильных идентификаторов (в том числе шрифтом Брайля).
Поддержал идеи и министр труда и соцразвития Максим Топилин: «Мы поддерживаем идею адаптации банкоматов к потребностям инвалидов, в том числе по зрению. Это позволит им пользоваться такими услугами наравне с другими. По нашему мнению, работа любого банкомата должна предусматривать использование укрупненного шрифта, изменения контрастности дисплея, предусматривать голосовую навигацию. По этому вопросу мы находимся в контакте с представителями Всероссийского общества слепых, которые также разделяют идею. Подход к обслуживанию инвалидов, в том числе в банковских организациях, должен быть комплексным. Необходимы и пандусы, и правильно организованные и понятные инвалидам информационные указатели, и инструктаж сотрудников, которые непосредственно работают с клиентами».
К сожалению, нерешённой пока остаётся другая гораздо более серьёзная проблема – передвижения инвалидов по городу. До сих пор даже в Москве сложно найти пандусы, а в регионах многие инвалиды вообще не могут самостоятельно выйти из дома. Поэтому проблему доступа к банковским услугам, видимо, придётся решать в совокупности с огромным количеством других задач.

