Как правило, при обсуждении консервативных инвестиционных стратегий сразу говорят о покупке ОФЗ. Но с помощью выпуска облигаций средства привлекает не только федеральный бюджет, но и бюджеты регионов и муниципалитетов, и долговые обязательства последних также обращаются на бирже. Старший экономист банка «Открытие» Максим Петроневич рассказывает, что нужно знать о таких бумагах и на какие бюджетные показатели региона обращать внимание, если вы рассматриваете покупку его облигаций.
Спасибо центру за это: что нужно знать про муниципальные облигации
Cубфедеральные, а также региональные и муниципальные облигации обладают всеми преимуществами федеральных облигаций, при этом предлагая большую доходность. Как и в случае c государственными облигациями, получаемый купонный доход полностью освобождается от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом такие облигации могут рассматриваться как малорискованные вложения, в целом гарантированные государством. Несмотря на то, что качество бумаг разных регионов абсолютно разное, их дефолтов пока ещё не случалось. Федеральный центр имеет значительные возможности по улучшению финансового положения конкретного региона в критической ситуации, и он также не заинтересован в дефолте: допуск дефолта может бросить тень и на выпуски федеральных бумаг, тем самым оказав негативное влияние на спрос и доходность облигаций федерального займа (ОФЗ).
Тем не менее субфедеральные бумаги имеют ряд особенностей, которые снижают их привлекательность. Прежде всего следует подчеркнуть меньшую ликвидность. Если на рынке ОФЗ постоянно проходят сделки многих крупных российских и зарубежных игроков, то на рынке региональных бумаг ситуация, когда на рынке нет покупателей или продавцов — а иногда и тех, и других, — достаточно распространена. Несколько лучше дела обстоят лишь с облигациями крупных и надёжных заёмщиков, таких как Московская область. По этой причине инвесторам надо быть готовыми держать бумаги до погашения — либо к существенным дисконтам при вынужденной продаже.
Облигации субъектов федерации зачастую являются амортизационными: тело займа выплачивается постепенно в течение срока обращения бумаги. С одной стороны, это несколько снижает риски для инвестора по сравнению с ОФЗ, где возврат номинала облигации, как правило, происходит лишь в конце срока. С другой стороны, размер получаемого инвестором купона также сокращается по мере погашения тела долга.
Как оценить регион
Хотя дефолт региональной бумаги в целом маловероятен вне зависимости от положения региона-заёмщика, устойчивость региона оказывает существенное влияние на ликвидность бумаги и перечисленные выше риски. При этом анализ финансовой устойчивости региона требует знания некоторых бюджетных особенностей.
Во-первых, необходимо учитывать наличие региональных гарантий — гарантий исполнения обязательств по обычным коммерческим договорам. Гарантии, пока они не исполнены, ничего не стоят, и они часто не отражаются в обязательствах региона. Информация по объёму гарантий, как правило, доступна в проектах региональных бюджетов. Во-вторых, в отличие от федерального бюджета, существенную часть доходов регионов составляют трансферты из федерального центра. Для некоторых регионов их доля может достигать 70%. Распределение этих средств в значительной степени неподконтрольно региональным властям. В один год объём финансирования может резко увеличиваться, например, в целях финансирования строительства какого-нибудь крупного объекта федерального значения. Но в следующий период объём федеральной помощи может так же внезапно сократиться. В связи с высокой непредсказуемостью этих потоков для обычного инвестора в целях анализа долговой и бюджетной устойчивости целесообразно использовать только статистику собственных доходов регионов.
Для анализа рисков стоит использовать несколько показателей. Все они могут быть рассчитаны на основе информации, доступной на сайте Казначейства Российской федерации. В идеале при выборе бумаг нужно также смотреть на экономическую динамику и политическую ситуацию в регионе.
При анализе бюджетной устойчивости прежде всего необходимо оценить кредитную нагрузку региона и долю доходов, направляемых на обслуживание долга. Высокая закредитованность субъекта — когда на обслуживание долга уходит более 5% доходов — это опасный сигнал, так как предполагает существенную зависимость региона от ситуации на долговом рынке. Средний уровень закредитованности — до 3,5% собственных доходов региона — может сложиться в результате экономической самостоятельности региона, его способности привлекать заимствования на рыночных условиях. Так что это не является негативным сигналом и не должно останавливать инвестора.
Особое внимание следует обратить на дотационность региона: долю безвозмездных поступлений в совокупных доходах. Существенная дотационность должна настораживать, так как говорит о том, что в любой момент доходы региона могут сократиться.
Нелишним также будет проанализировать соотношение дефицита бюджета к собственным доходам бюджета. Высокий хронический дефицит потенциально говорит о неспособности региона контролировать расходы, о рисках быстрого накопления долга в отсутствие федеральной поддержки. Причём в отсутствие государственной поддержки или рыночного спроса на облигации региона высокий дефицит будет приводить к необходимости урезать расходы. Секвестр расходов, как правило, приводит к замедлению экономической активности в регионе, что в свою очередь вызывает снижение доходов регионального бюджета и увеличение бремени обслуживания имеющегося долга. С другой стороны, наличие заметного дефицита у надёжного по другим критериям региона не должно сильно отпугивать. Это, к примеру, может быть связано с проведением стимулирующих мер поддержки, направленных на рост экономики региона в будущем. Дополнительный дисконт при размещении в этом случае может являться приятной компенсацией за неудобства, связанные с меньшей ликвидностью и амортизацией.
Мнение авторов колонок может не совпадать с мнением редакции сайта. Все решения об использовании каких-либо финансовых инструментов пользователь принимает самостоятельно на свой страх и риск.