На покупке машины расходы не заканчиваются. Её нужно заправлять и обслуживать‚ а также оплачивать транспортный налог и страховку. Рассказываем‚ из чего складывается стоимость содержания автомобиля.
Как считать
Чтобы рассчитать стоимость содержания автомобиля, нужно сложить затраты за год, а затем разделить эту сумму на годовой пробег. Так получится стоимость одного километра пути.
Можно посчитать чистую стоимость и индивидуальную
Чистая стоимость нужна, если автомобилист задумывается о покупке определённой модели. Такие расчёты помогут понять, комфортно ли будет тратить такую сумму ежегодно. Но чистая стоимость не полностью отображает возможные затраты.
Например, для Москвы средним считается пробег немногим более 16 тысяч км в год. При этом некоторые водители ездят на машине только на дачу и проезжают существенно меньше. У других с машиной связана работа — тогда пробеги будут больше.
Ещё при таких расчётах не учитывают стоимость мойки машины — потому что её можно не мыть: чтобы не было проблем с сотрудниками ГИБДД, достаточно протирать номерные знаки. А некоторые водители моют машину минимум раз в неделю. Одни пользуются мойками самообслуживания, а другие посещают детейлинг-центры. Стоимость моек существенно отличается.
Индивидуальная стоимость показывает, сколько конкретный водитель тратит на конкретную машину в год. Это могут быть затраты, которых не будет у других автомобилистов, — например, химчистка салона или страхование каско.
Для удобства можно разделить траты на три категории: обязательные, дополнительные и необязательные.
- Обязательные. Это расходы на то, без чего невозможно ездить на машине и без проблем с законом.
- Дополнительные. Необходимые затраты, точная сумма которых может существенно разниться в зависимости от подхода к обслуживанию и ремонту машины.
- Необязательные. Расходы, без которых можно обойтись и это никак не отразится на состоянии автомобиля.
Обязательные расходы
В обязательные расходы входят:
- Топливо. Для удобства можно записывать стоимость каждой заправки. Если есть приложение АЗС, то там фиксируется вся история заправок, и посчитать точную сумму проще.
- ОСАГО. Стоимость страховки указана в полисе — бумажном или электронном. Если его нет, то рассчитать цену можно на калькуляторе, например — здесь.
- Транспортный налог. Сумму налога ФНС указывает в письме, которое присылает автовладельцам каждый год. Также её можно найти в своём аккаунте на Госуслугах. Налог можно рассчитать и самому — на специальном калькуляторе ФНС.
Дополнительные расходы
Чтобы сохранить агрегаты автомобиля в рабочем состоянии и продлить срок их службы, необходимо регулярно проводить обслуживание — менять расходники и технические жидкости.
Чаще всего приходится менять масло в двигателе и фильтры: масляный, воздушный и салонный. Если машина в основном передвигается по городу, проводить такие работы нужно каждые 8–10 тысяч км. Если автомобиль проехал меньше, то раз в год масло и фильтры всё равно нужно поменять — вне зависимости от пробега.
Другие расходники служат дольше:
- свечи зажигания (у бензинового двигателя) — 30–40 тысяч км;
- свечи накаливания (у дизельного двигателя) — 90–100 тысяч км;
- топливный фильтр — 30–40 тысяч км;
- масло в механической коробке передач — 60 тысяч км;
- масло в автоматической коробке передач — 50 тысяч км;
- масло в редукторах и раздаточной коробке (если они предусмотрены) — 30–40 тысяч км;
- антифриз — два года;
- тормозная жидкость — два года;
- рабочая жидкость гидроусилителя руля — 30–40 тысяч км;
- хладагент и масло в кондиционере — три года, если машина новая, и год, если автомобиль старше шести лет;
- мойка радиаторов — один год;
- тормозные колодки и диски — по уровню износа.
❗️ Стоимость работ может существенно отличаться не только в зависимости от модели автомобиля. Например, можно использовать оригинальные масла и фильтры или самые дешёвые аналоги. Если машина на гарантии, то обслуживать её придётся у дилеров и использовать только оригинальные расходники.
Понадобится ли замена расходников, можно определить по пробегу автомобиля. Например, если он приближается к 40 тысячам, то нужно запланировать замену свечей зажигания, топливного фильтра и жидкости гидроусилителя.
Потребуется ли замена колодок и дисков, можно определить только при визуальном осмотре элементов. Если нет опыта, то проверку лучше провести в сервисе.
Понадобится ли замена расходников, можно определить по пробегу автомобиля. Например, если он приближается к 40 тысячам, то нужно запланировать замену свечей зажигания, топливного фильтра и жидкости гидроусилителя.
Потребуется ли замена колодок и дисков, можно определить только при визуальном осмотре элементов. Если нет опыта, то проверку лучше провести в сервисе.
Ещё большинство автомобилистов два раза в год проводят шиномонтаж. Стоимость зависит от размера колёс, типа резины и наличия второго комплекта дисков. Например, если шины нужно снять и установить на диски другие покрышки — это обойдётся дороже, чем установка колёс в сборе.
Некоторые автомобилисты устанавливают всесезонные покрышки. Их не нужно менять каждый сезон.
Ещё одна статья расходов — покупка шин. Новые автомобили продают на сезонной резине, поэтому второй комплект придётся покупать самостоятельно. Можно приобрести только покрышки или также второй комплект дисков.
У подержанных автомобилей обычно есть два комплекта резины либо два комплекта колёс. При покупке машины нужно оценить состояние шин. Если они изношены или старше семи лет, то нужно купить новые.
Необязательные расходы
К необязательным расходам относят те траты, которых можно избежать. Например, это может быть различный тюнинг — от покупки дисков до тонировки стёкол. Также к ним относятся платные парковки, химчистки и передвижение по платным дорогам.
Эти расходы можно включить в расчёт индивидуальной стоимости владения машиной. При этом, например, покупку дисков или химчистку можно отложить, а в центр города поехать на метро или каршеринге и не платить за парковку.
К необязательным расходам также относится страхование каско — за исключением тех случаев, когда машина куплена в кредит. Тогда полная страховка является обязательным условием.
Пример расчётов
Hyundai Creta (первое поколение, рестайлинг, 2020 год). Двигатель: 2 литра (149 л. с.), автоматическая коробка передач, передний привод. Расход топлива в смешанном цикле — 7,5 литра на 100 км. Пробег в год — 16 тысяч км. Общий пробег — 40 тысяч км.
Базовые затраты
Топливо | 1200 л х 58,85 ₽ = 70 620 ₽ |
---|---|
ОСАГО | Около 8150 ₽ |
Транспортный налог | 5215 ₽ |
Всего | 83 985 ₽ |
Стоимость одного километра | 5,3 ₽ |
Затраты с обслуживанием
Топливо | 1200 л х 58,85 ₽ = 70 620 ₽ |
---|---|
ОСАГО | Около 8150 ₽ |
Транспортный налог | 5215 ₽ |
Техническое обслуживание (раз в 10 тысяч км). Расходники: оригинал и качественные аналоги | — Масло Hyundai/KIA 5W30 — 3000 ₽; — Фильтр масляный Hyundai/KIA — 547 ₽; — Фильтр воздушный Hyundai/KIA — 629 ₽; — Фильтр салона AMD — 283 ₽; Свеча зажигания Denso (одна шт.) — 466 ₽; 1864 ₽ за четыре шт. Всего — 6323 ₽. Работы по замене масла, воздушного и салонного фильтров, а также свечей зажигания: 1490 + 390 + 690 + 1400 = 3970 ₽. |
Заправка кондиционера | 4790 ₽ |
Мойка радиаторов | 8500 ₽ |
Шиномонтаж (колёса в сборе, R16) | 2100 ₽ х 2 = 4200 ₽ |
Всего | 111 768 ₽ |
Стоимость одного километра | 6,9 ₽ |
Часто в стоимость владения также закладывают потерю стоимости автомобиля за год. Но в нынешних условиях подержанная машина может стоить дороже, чем её покупали четыре-пять лет назад. Поэтому правильно рассчитать этот параметр почти невозможно.
Для чего нужны такие расчёты
Расчёт стоимости владения автомобилем нужен в двух случаях. Во-первых, он помогает вести личный бюджет. Для некоторых автовладельцев расходы на машину — это его значительная часть.
Во-вторых, расчёт помогает понять, комфортно ли будет владеть той или иной машиной. Бывает так, что автомобиль стоит не очень дорого. Но затраты на обслуживание при этом очень большие. Для такого расчёта нужно оценить следующие работы и стоимость запчастей.
- Замена масла и трёх фильтров. Объём масла может варьироваться примерно от трёх до восьми литров. У некоторых двигателей предусмотрено два воздушных фильтра, а у некоторых моделей — два салонных.
- Замена свечей. В автомагазинах указывают стоимость одной свечи, но на некоторые двигатели их устанавливают три, а на другие — двенадцать. Это сказывается на стоимости самих деталей и работ по замене.
- Замена тормозных колодок и дисков. У разных моделей отличаются диаметр дисков и размер колодок. От этого зависит их стоимость.
- Замена деталей подвески. Если автомобиль с пробегом, то есть вероятность, что придётся ремонтировать подвеску, потому что детали подвержены естественному износу. Например, нужно узнать стоимость стоек стабилизатора, рычагов, сайлентблоков и амортизаторов.
Цены актуальны на начало июля 2024 года.
При написании статьи мы не сотрудничали с техцентрами, автомагазинами и производителями запчастей.