logo
Ещё
18 ноября 2021
106 919
Обновлено 12 февраля 2022

Виды и способы мотивации

Мотивация является силой для побуждения человека к активному действию. Для ведения успешного бизнеса мотивация играет ключевую роль и для его собственников, и для наемных работников. Существуют разные теории и методы мотивации, применяемые на практике.

Мотивация

Что такое мотивация

Мотивация – это способ быстрого достижения цели, основанный на психофизиологическом процессе, который направляет поведение человека, способствует его активности и работоспособности. Она представляет совокупность мотивов.

Согласно Толковому словарю В. Даля, мотив с французского означает побудительную причину, повод. Мотивировать значит привести доводы, которые оправдывают действие или доказывают необходимость какого-либо поступка.

Простыми словами мотивация — это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных перед ним целей.

Значение мотивации в жизни человека

Мотивация является одним из факторов, определяющих уникальность человека. Каждый индивид определяет свой набор ценностей. Для кого-то это деньги, для другого впечатления, для третьего – умение преодолевать препятствия.

Ф. Достоевский писал «Жизнь задыхается без цели». Немотивированный человек, который ни к чему не стремится, мало чего может достигнуть в жизни. И, наоборот, если поставлена цель, можно достичь высоких результатов.

Как работает мотивация

Процесс мотивации состоит из нескольких этапов:

  • Появление цели.
  • Определение способов ее достижения.
  • Постановка задачи.
  • Достижение.
  • Получение результата.

Виды мотивации

Чтобы понять, как работает мотивация, давайте разберемся, какая она бывает.

Виды мотивации связаны между собой, часто они дополняют друг друга и способствуют более быстрому достижению своей цели.

Внутренняя и внешняя

Внутренняя мотивация формируется в самом человеке.

Что к ней относится:

  • мечта, стремление к самореализации, творчеству;
  • самоутверждение;
  • любопытство;
  • убежденность.

Например, вам интересно что-то мастерить, вы с удовольствием трудитесь в этом направлении и достигаете своей цели. Высокий результат будет достигнут благодаря тому, что вам нравится ваше занятие, поэтому выполнять вы его будете качественно, стремиться доделать свою работу быстрее, чтобы посмотреть и оценить результат труда.

Ключевым моментом во внутренней мотивации выступает чувство свободы выбора. Если вам придется мастерить не то, что вы хотите, а то, что необходимо (например, связанное с производственными обязанностями) ваша мотивация падает.

Внешняя мотивация – это факторы, появляющиеся извне. Например, обстоятельства, при которых вы чувствуете сильные положительные или отрицательные эмоции. Самым ярким примером внешней мотивации выступает материальное вознаграждение за свой труд, если он не вызывает у работника других положительных эмоций.

Еще примеры внешней мотивации:

  • карьера;
  • престижные вещи (машина, дом);
  • возможность отправиться в путешествие.

Внешняя и внутренняя мотивации могут выступать единым стимулом для работы. Допустим вы желаете получить повышение по службе. С одной стороны, ваша потребность связана с внутренней мотивацией, а с другой у вас есть и внешняя – не удовлетворенность своим социальным положением. У вас появляется непримиримость, что вами командует менее профессиональный человек (на ваш взгляд), который ограничивает вашу свободу.

Положительная и отрицательная

Положительная, когда человек получает заряд положительных эмоций, которые помогают ему двигаться дальше к достижению своей цели.

Примеры положительной мотивации:

  • похвала, публичное признание заслуг;
  • материальное стимулирование;
  • приятные общения.

Отрицательная мотивация – это избегание негативных переживаний. Она также может являться стимулом для ускорения работы. Однако это происходит только в случае сильных кратковременных стрессоров. Например, объявление выговора за несвоевременно выполненную работу. Может привести к тому, что работник больше не будет пропускать сроки. Однако при длительном и регулярном негативном воздействии человек будет чувствовать подавленность, что может привести его, наоборот, к депрессии.

Положительная мотивация работает лучше негативной. Если вы действительно хотите чего-то добиться, вы будете стараться достичь своей цели без страха перед наказанием.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация есть у каждого. Это удовлетворение своих потребностей, например, утоление голода, жажды, физиологических нужд. Тут мотивация работает безотказно и не зависит от психологического или эмоционального состояния человека.

Неустойчивой необходима постоянная внешняя поддержка. Например, вы хотите похудеть. Вам кроме хотения потребуется поставить перед собой конкретную цель – сесть на диету, заняться спортом и т. д.

Если рассматривать устойчивую и неустойчивую мотивацию, их можно разделить на подвиды: когда человек стремится к установленной цели (мужская) или пытается избежать чего-то (женская).

Другие виды

Дополнительно мотивация бывает:

  • Индивидуальная. Она поддерживает саморегуляцию человека: избегание боли, утоление жажды, поддержка температуры.
  • Групповая. Мотивация, связанная с построением социальных связей: забота о потомстве, поддержание структуры общества.
  • Познавательная. Это наше исследовательское поведение, стремление к познанию нового.

Уровни мотивации

Мотивация имеет разные уровни. Один вытекает из другого, от нижних к верхним, причем все они взаимосвязаны и образуют пирамиду, на верхушке которой располагается цель.

Например, вы мотивированы обсудить проект с коллегой, чтобы лучше разобраться в поставленной задаче. Это вам необходимо, чтобы справиться с возникшими сложностями, т. к. вы заинтересованы в качественном результате работы.

Наиболее важными уровнями мотивации выступают мотивация на задачу и на проект.

Мотивация на задачу

Уровень задачи означает, что вы мотивированы качественно выполнить поставленную задачу, т. к. это в текущий момент совершенно необходимо. Причем абсолютно не важно, во сколько эмоциональных и интеллектуальных усилий это обойдется.

Для достижения результата нужно правильно поставить цель. Без мотивации задача будет выполнена неграмотно, «на отвали». Если работник выполняет задание без энтузиазма, значит у него нет достаточной мотивации.

Мотивация на проект

Уровень проекта является более высоким. Он позволяет с удовольствием работать даже над не интересными задачами ради успешного завершения проекта. Мотивация на проект связана с обратной связью, которая показывает, насколько цель близка. Тем самым даже неинтересная задача становится позитивным опытом. Если руководитель не обращает внимание, что выполненная задача приблизила к завершению проекта, сотрудник испытывает ощущение, что его просто эксплуатируют, т. к. он не видит результата своей работы. Даже если ему нравится собственная производительность, у него будет ощущение рутины. Поэтому проектная мотивация в форме обратной связи особенно важна в больших коллективах для того, чтобы сотрудники успешно справлялись с поставленными задачами.

Популярные теории мотивации

Направление изучения теории мотивации является популярным в психологии. Выдвижением и доказательствами теорий занимались ученые в разные века. Современная психология также применяет учения в нашей жизни и деятельности. После изучения основных концепций проще понять виды мотивации личности, проанализировать поведение человека в разных жизненных ситуациях.

В сфере теорий выделяются 2 основных направления: процессуальный и содержательный.

Теория иерархии Маслоу

Предполагает, что человеческие потребности сформированы в группы, которые объединены в соответствии со строгой иерархией. Изображается такая теория в виде пирамиды, где в основании расположены базовые нужды организма (сон, пища, отдых), на вершине достижение максимального развития личности, полное раскрытие ее природного потенциала, задатков и способностей.

Теория иерархии Маслоу

Теория ERG Альдерфера

Психолог Йельского университета К. Альдерфер выделяет 3 группы мотивации:

  • существование;
  • связи;
  • рост.

К ним можно отнести любые потребности человеческого организма. В отличие от Маслоу он признает возможность движения от низших уровней к высшим, разными способами. Психолог считает, что неудовлетворённость потребностей высшей ступени приводит к неудовлетворённости потребностей низшей ступени. В результате внимание человека переключается на потребности более низкого уровня.

Например, человек не удовлетворил свою потребность в личностном росте, поэтому у него активизировались потребности связи (самоутверждение). Это регрессия с верхней ступени на более низкую.

Теория ожиданий Врума

Канадский психолог В. Врум разработал теорию, основанную на трех типах связей:

  1. Затраты-результат. Результат работы должен оправдывать приложенные усилия.
  2. Результат-вознаграждение. Чем выше результат, тем больше должно быть вознаграждение.
  3. Вознаграждение-удовлетворение. Насколько человек доволен вознаграждением.

Согласно теории ожидания Врума одной активной потребности мало для эффективной работы. Не достаточно иметь просто желание и нечего не предпринимать, нужно его стараться исполнить.

Пример теории из практики: повышение продаж и выручки является основной задачей работников торговли. Мотиватором для роста продаж служит достойная оплата труда.

Теория постановки целей Эдвина Локка

Американский психолог Эдвин Локк разработал теорию постановки целей в 1968 году. Она объясняет, как будет действовать человек в конкретных рабочих ситуациях. Согласно его теории, мотивация к достижению поставленных целей будет определяться самими целями или простым фактом их предложения.

Цель – это то, к чему человек стремиться. Стремление выступает основным источником мотивации. Люди создают свои собственные цели, затем достигают их. По мнению Локка, лучшая цель – это доступная, реалистичная, возможная задача.

Теория равенства (справедливости) Адамса

Теория справедливости была разработана в 1960-1962 годах американским психологом Джоном Стейси Адамсом, после проведения исследований в компании «Дженерал Электрик». Она объясняет, почему в компаниях снижается эффективность работы.

По мнению психолога, это зависит от того, насколько сотрудники мотивированы к работе. Многие думают, что к ним относятся несправедливо, и занижают заработную плату. Другие же, наоборот, считают себя переоцененными и испытывают чувство вины. Производительность труда будет падать до тех пор, пока сотрудники не поймут, что размер вознаграждения напрямую зависит от приложенных ими усилий. И если кто-то получает большую зарплату, значит, он вложил больше сил и ресурсов.

Модель Портера-Лоулера

Теория Портера-Лоулера называется теорией справедливости и правды. Данная модель помогает понимать работнику, что результат работы напрямую зависит от его способностей. Так же важно, чтобы сотрудник понимал свою высокую ценность для компании. Психолог утверждал, сколько работник прилагает усилий, столько получает удовлетворенность от вознаграждения. Мотивация выступает способом побуждения к действию.

Модель Портера-Лоулера

Модель мотивации Портера-Лоулера относят к процессуальным теориям, т. к. она помогает определить связь между производительностью труда сотрудников и системой вознаграждения и иных поощрений.

Теория Макклелланда

Теория основана на изучении влияния потребностей на мотивационные процессы в сознании личности. Мотивация способствует раскрытию человеческого потенциала, подталкивает к решительным действиям, заставляет идти к успеху. Теория включает потребность власти, успеха, принадлежности к определенному слою общества. Если условно разделить сотрудников по этим категориям, будет легко найти подход к каждому.

Теория мотивации Дэвида Макклелланда используют в процессе организации работы сотрудников для повышения эффективности труда.

Основная XY-теория МакГрегора

Мак-Грегор считал, что существует два вида управления персоналом, один из них основывается на «Теории Х», другой – на «Теории Y».

 

Теория Х состоит из следующих постулатов:

  • люди ленивы по своей природе, при первой возможности всячески уклоняются от работы;
  • человек не любит брать на себя ответственность, ему достаточно спокойно работать и получить зарплату;
  • неизбежны контролирование, давление и угрозы наказанием, это заставляет человека трудиться более эффективно.

Утверждения теории Y:

  • у человека нет врожденной неприязни к работе;
  • успех доставляет удовольствие;
  • благоприятные условия труда способствуют развитию самоконтроля и ответственности;
  • люди способны творчески решать проблемы;
  • достижение конкретной цели, поощряется вознаграждением.

Сочетание этих теорий позволяет апеллировать к разным желаниям и мотивам, подбирая способы мотивации для людей обеих категорий.

Современная теория Z Оучи

Теория Z предполагает, что сотрудникам необходимо общаться со своим работодателем и коллегами. Это обеспечивает высокий уровень поддержки со стороны руководства в виде создания безопасной и комфортной зоны рабочей среды, предоставляет работникам возможность развития и обучения.

Сотрудники ожидают от руководства взаимности и поддержки. Важно поддерживать баланс между работой и личной жизнью. Поэтому важны не только условия труда, но и семья, культура и традиции. Согласно теории Z, сотрудники уверены в том, что они могут правильно выполнять свою работу при надлежащей поддержке со стороны руководства.

Популярные мотивы

Единого мотива для стимулирования всего коллектива или конкретного человека не существует. Даже в одном и том же случае мотивация у каждого может быть разной.

Рассмотрим самые действенные мотивы:

  • Самоутверждение. Желание утвердить себя в обществе. Такой мотив свойственен для самолюбивых людей, которые стремятся быть признанными в обществе, достичь высокого статуса и признания.
  • Идентификация. Желание быть похожим на другого человека, например, кумира, героя, отца. Мотив способствует к появлению стремления к совершенствованию и развитию. Такая мотивация хорошо работает у подростков, дает хороший стимул для изучения нового. Например, ребенок хочет быть таким же умным и сильным, как папа.
  • Власть. Стремление к получению возможности влиять на людей, занять лидирующую позицию в коллективе или другой группе. Это один из главных мотивов для совершения поступательных действий, несмотря на трудности и прикладываемые усилия.
  • Процессуально-содержательные мотивы. Когда человеку нравится выполняемая им работа. Например, при занятиях спортом человеку приятно проявлять свою физическую подготовку. Его удовлетворяет процесс игры, а не внешние факторы (такие, как победа, деньги, власть, самоутверждение и т. д.).
  • Внешние мотивы. Это когда человек выполняет работу, от которой сам не получает удовлетворение, но он рассчитывает на хорошее вознаграждение. Например, человек увольняется с работы, приносящей ему удовлетворение, в связи с небольшим доходом. Чтобы обеспечить семью, он решает заняться рутинной (по его мнению) деятельностью, но приносящей хороший доход.
  • Саморазвитие. Стремление к реализации собственных возможностей. Фундаментальный мотив для достижения результата. Чтобы двигаться вперед, нужно иметь смелость оставить прошлое, не держаться за былые достижения. Не бояться возможных рисков и неудач. С каждым новым шагом человек будет получать больше удовлетворения и радости.
  • Достижение. Добиться высоких результатов деятельности. Мотив, который стимулирует молодых людей на получение максимальных результатов, даже, если необходимо прикладывать усилия. В качестве примера можно рассмотреть двух учеников с одинаковыми возможностями к изучению науки, но с разной мотивацией. Первый поставил перед собой высокую цель и старается достичь ее, выбирая нестандартные способы решения задач. Второй безразличен к своим успехам, не ставит высоких целей. Понятно, кто добьется в жизни большего успеха.
  • Аффилиация. Это самоценность общения, когда человек старается поддерживать отношения с другими людьми и ему это нравится. Общение приносит ему удовлетворение, он стремиться понравится собеседнику и этим самосовершенствуется.
  • Просоциальные мотивы. Они связаны с осознанием долга перед обществом, ответственностью перед людьми. Человеку необходимо жить проблемами и интересами группы людей. Ответственные люди более добросовестно выполняют работу. Они активны и считают, что от качества их труда зависит успех всей компании.

Этапы мотивации

Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Определение потребности. Нужно осознать, что тебе нужно.
  • Подбор способов удовлетворения потребности. Решить, это можно удовлетворить или лучше отказаться от задуманного.
  • Постановка цели. Определить способы достижения цели.
  • Движение к поставленной цели. Начать двигаться вверх, шаг за шагом достигать вершины.

Как замотивировать себя

Мотивированные люди знают, чего хотят получить от жизни, стремятся достичь своей мечты, поэтому по факту живут лучше тех, кто не ставит перед собой жизненных целей. Но мотивировать себя нужно так, чтобы у вас не пропало желание двигаться вперед при появлении трудностей.

Советы психологов

  • Начинайте с малого. Ставьте перед собой цель, которую вы можете достигнуть в ближайшем будущем. Если вы хотите похудеть, начните вставать пораньше для зарядки.
  • Ставьте только одну цель. Идти к нескольким целям сложно, лучше сначала выполнить одну, потом браться за следующую. После того, как регулярно начали делать зарядку, перестаньте есть после 18-00.
  • Давайте публичные обещания. Если вы сообщите о своем намерении окружающим, вам будет тяжелее отступиться от задуманного. Расскажите близким о своем намерении похудеть.
  • Предвкушайте достижение цели. Думайте о том, как вам будет хорошо. Достаньте свой любимый наряд, который вам стал мал и повесьте его, чтобы чаще видеть.

Как поддержать мотивацию

Если у вас опустились руки, вам трудно идти по выбранному пути, не печальтесь, прислушайтесь к следующим советам:

  • Остановитесь. Дайте себе небольшую передышку, расслабьтесь, даже, если вы считаете, что у вас много сил и вы готовые работать много. Есть риск перегореть.
  • Просто начните. Начинайте достижение новой цели потихоньку, регулярно продвигаясь вперед небольшими шагами.
  • Избавьтесь от негатива. Не допускайте мысль, что у вас ничего не получится.
  • Научитесь мыслить позитивно. Верьте, что у вас все получится.

Как замотивировать персонал

Для успешного бизнеса немаловажное значение имеет правильная мотивация сотрудников.

Для этого применяют следующие методы:

  • Экономические – самые эффективные. Сюда входит повышение заработной платы, премий, других поощрительных выплат, вручение подарков 
  • Организационно-административные методы. Это не материальные выплаты, но дающие сотрудникам привилегии при работе в компании. Например, предоставление возможности бесплатного обучения, обустройство производственного быта, льготное медицинское обслуживание персонала, создание фирменного стиля компании.
  • Социально-психологические методы. Сюда входят такие методы, как признание авторитета, доверие, поддержка и укрепление лояльности, проведение корпоративных мероприятий для дружелюбной и рабочей атмосферы.

Мотивация учащихся

Для мотивации ребенка на обучение, пользуйтесь следующими способами:

  • Поощрение. Приветствуйте работу в классе, демонстрируйте лучшие результаты и передавайте положительные отзывы о детях их родителям.
  • Создавайте нестандартные ситуации на уроках. У детей появится интерес.
  • Заражайте учеников своими эмоциями. Покажите свой энтузиазм и помогите ученикам проникнуться им.
  • Давайте каждому ученику возможность проявить себя.

Эти советы применимы не только к учителям, но и к родителям.

Как определить мотивированного человека

Мотивированный человек собран, он четко понимает, чего он хочет и как этого можно достичь.

Признаки мотивированности:

  • Проявление инициативы.
  • Активность. Попытка повлиять на быстрое завершение дела.
  • Действует сам, а не ждет, что кто-то сделает за него.
  • Человек любит свое занятие.
  • Уверенность. Он горд за взятую на себя ответственность.

В психологии

Психологи рассматривают процесс мотивации по следующим направлениям:

  • Бихевиоризм, когда потребность возникает, если организм отклоняется от некой идеальной нормы.
  • Психоанализ, когда мотив формируется бессознательными импульсами.
  • Познавательная теория, когда мотивацией человека является его взгляд на мир.
  • Гуманистическая теория, как реализация собственных потребностей, планов и идей.

В менеджменте

В управлении персоналом под признаком мотивации подразумевают стремление людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации делятся на содержательные – изучение человеческих потребностей и побуждающих действий и процессуальные – изучение факторов, которые оказывают влияние на степень мотивированности.

В экономике

С экономической точки зрения на производстве нужно создавать не только материальные мотивы стимулирования, но и нематериальные: социальные гарантии, комфортную обстановку, доверительную атмосферу.

Распространенные мифы о мотивации

Кроме реально работающих способов мотивации, можно встретить и различные теории, которые не всегда работают:

  • Деньги являются основным мотиватором. Это работает не для всех.
  • Прикладывайте все возможные усилия к достижению цели. Так можно быстро перегореть, так и не достигнув цели.
  • Визуализируйте успех. Визуализация — бесполезный инструмент, если она не подкреплена действиями.
  • Страх – хороший мотиватор. Это может быть хорошо для кратковременного достижения результата. В долгосрочной перспективе негативная мотивация однозначно плохой выбор.
  • Записывайте цели. Простое фиксирование целей не дает должного эффекта.

FAQ 

Достаточно ли одного способа побуждения для стимулирования работы команды?

Это зависит от величины поставленной цели. Если это небольшой проект, то достаточно. Для крупных компаний психологи советуют применять от 4-х методов, а лучше не менее 16. 

Что значит управление мотивацией?

В любом коллективе периодически наблюдается спад мотивации и, как следствие, снижается эффективность труда работников. Руководство, умеющее управлять мотивацией, сможет быстро перейти на другие способы и применить дополнительные методы для стимулирования сотрудников.

Какую роль в мотивации играет геймификация?

Геймификация это инновационный способ мотивации сотрудников. Возможность проходить различные квесты, соревнования, составление рейтинговых таблиц, развивает у сотрудников здоровый азарт стать лучшим, победить и получить заслуженное вознаграждение.

Заключение

  • Мотивация – это сила для побуждения человека к активному действию.
  • Она выступает частью трудового процесса, которая включает повышение экономических результатов деятельности компании благодаря материальному и нематериальному стимулированию производственных результатов сотрудников.
  • Движущей целью мотивации является стремление человека получить больше и лучше.
  • Мотивированные люди добиваются в жизни гораздо больших успехов, чем живущие без цели.
  • Стимулирование работников за маленькие успехи позволит ускорить достижение главной цели.
  • Положительные мотивационные методы действуют гораздо лучше негативных.
  • Теории мотивации помогают разобраться в способах и методах стимулирования работников и самостимулирования.