logo
Ещё
29 ноября 2024
410
Что такое задиры в цилиндрах двигателя и к каким расходам они могут привести

Что такое задиры в цилиндрах двигателя и к каким расходам они могут привести

Один из дефектов‚ из-за которого приходится проводить капитальный ремонт двигателя‚ — задиры в цилиндрах. Рассказываем‚ почему они появляются‚ как их устранить и сколько это стоит.

avatar
Авторедактор

Что такое задиры в цилиндрах

Задиры в цилиндрах — это дефекты, которые возникают на стенках камер сгорания двигателя машины. Обычно они выглядят как вертикальные полоски на поверхности цилиндра. Это очень серьёзные повреждения, из-за которых придётся проводить капитальный ремонт двигателя.

Задиры на стенках цилиндров — это серьёзный дефект. Источник: drive2.ru.

При разработке двигателя инженеры закладывают определённые зазоры между его элементами. При этом учитывается повышение температуры в процессе сгорания топлива, из-за чего металл расширяется. Если зазоры находятся в пределах заводских допусков, а также поступает достаточное количество масла, трение между элементами минимально.

Если происходят нарушения, то трение увеличивается, и происходит ускоренный износ деталей. В том числе на стенках цилиндров могут появиться задиры.

Задиры не нужно путать с небольшими углублениями на стенках цилиндров, которые образуются при хонинговании — обработке стенок в заводских условиях или при капитальном ремонте. Следы обработки хоном — ровные и одинаковые. Такие углубления нужны для того, чтобы масло задерживалось на стенках цилиндров.

Ровные и одинаковые насечки на стенках цилиндров появляются при хонинговании. Источник: drive2.ru.

Риски и опасности — последствия задиров

Задиры — это опасный дефект, который может привести к серьёзным негативным последствиям.

Например, из-за задиров растёт расход масла, и появляется риск голодания двигателя. Если масла недостаточно, то возникает повышенное трение между деталями ДВС. Но даже если следить за уровнем смазки, большой объём сгорающего масла приводит к появлению отложений на элементах силового агрегата. Из-за этого двигатель работает менее эффективно.

Постепенно будет снижаться компрессия, и мощность двигателя снизится. Тогда придётся сильнее раскручивать агрегат, чтобы поддерживать нормальную динамику автомобиля. Из-за этого вырастет расход топлива.

При повышенном трении появляются продукты износа. Они могут, например, забить масляный насос. Тогда механизм выйдет из строя. Без смазки элементы ДВС быстро придут в негодность.

Часто эти проблемы возникают и развиваются параллельно. В итоге это может привести к заклиниванию поршней. Тогда есть риск разрушения шатунов, вкладышей и коленчатого вала, а также повреждения блока. Иногда при таких дефектах ремонтировать ДВС нецелесообразно. Тогда придётся менять элементы агрегата или менять его в сборе.

Причины задиров на поверхности цилиндра

Есть несколько распространённых причин, по которым на стенках цилиндров появляются задиры.

Масляное голодание

Масляное голодание означает, что к элементам двигателя поступает меньше смазки, чем необходимо. Так может быть по двум причинам: либо объём масла меньше необходимого, либо недостаточно эффективно работает система подачи смазки.

Уровень масла может снизиться по нескольким причинам.

Расход на угар. Для некоторых двигателей это нормальная ситуация из-за конструктивных особенностей. Обычно о допустимом расходе масла пишут в инструкции по эксплуатации автомобиля. В таком случае важно вовремя доливать смазочный материал.

Течи. Если пришли в негодность прокладки или сальники, масло может вытекать из двигателя.

Ошибки при обслуживании. Например, в сервисе могли залить меньше масла, чем требуется.

Система смазки может работать менее эффективно по нескольким причинам.

Недостаточная производительность масляного насоса. Это может быть конструктивный недостаток механизма или его износ, а также износ приводных элементов. При отказе насоса масло перестаёт поступать в каналы. В этом случае на приборной панели появится индикатор — красная маслёнка. Он говорит о том, что давление в системе смазки слишком низкое.

Неправильный выбор масла. Например, если залить в двигатель слишком густое масло, оно может не проходить по каналам в нужном объёме. Тогда на приборной панели появится индикатор — красная маслёнка. Но он может появиться не сразу, а только при критически низком давлении в системе. Тогда уже начнётся повышенный износ деталей. Особенно сильно недостаток ощущается на низких оборотах и при высоких нагрузках, а также при низких температурах.

Масляные каналы или маслоприёмник забиты. Так бывает при использовании масел с характеристиками, которые не соответствуют требованиям производителя. Также каналы забиваются при редкой замене смазки и использовании некачественных составов.

При недостатке масла повышается трение между поршнем и цилиндром. Поэтому происходит повышенный износ, а на стенках появляются задиры.

Перегрев двигателя

Для каждого силового агрегата предусмотрен определённый тепловой режим. Это температуры, при которых двигатель достигает максимального КПД.

При сгорании топливно-воздушной смеси выделяется много тепла, поэтому автомобили оснащены жидкостной системой охлаждения. Специальный состав — антифриз — циркулирует по каналам и забирает тепло. Затем он поступает в радиатор и охлаждается.

Перегрев двигателя может возникнуть по нескольким причинам.

Низкий уровень антифриза. Состав может испаряться или вытекать — например, при повреждении элементов системы охлаждения или магистрали. Если антифриза слишком мало — на приборной панели появится индикатор низкого уровня — жёлтого цвета или текстовое сообщение.

Выход из строя помпы. Помпа или водяной насос подают антифриз из расширительного бачка. Если они работают неправильно или не работают вообще, то состав не будет поступать в каналы двигателя. Тогда двигатель начнёт перегреваться. Это можно понять по стрелке температуры ДВС — она будет двигаться от середины вправо. Также может появиться текстовое сообщение.

Выход из строя термостата. Если механизм заклинит в закрытом состоянии, то антифриз будет циркулировать по малому кругу охлаждения и не будет попадать в радиатор. Поэтому температура будет повышаться. Это можно понять по стрелке температуры ДВС на приборной панели.

Забитый радиатор. Радиатор системы охлаждения находится в передней части подкапотного пространства, поэтому на нём скапливаются пыль, пух, соли, реагенты и грязь. Из-за этого нарушается процесс теплоотдачи антифриза, и двигатель может перегреться. При пиковых нагрузках (например, на жаре) стрелка температуры может двигаться от середины в правую сторону.

Если заметили повышение температуры двигателя —

нужно остановиться и заглушить мотор. Затем, когда двигатель остынет, можно попробовать отвезти машину в сервис своим ходом. Но лучше вызвать эвакуатор.

Попадание твёрдых частиц в двигатель

Поскольку элементы поршневой группы двигаются с очень высокой скоростью, попадание даже мелкой посторонней частицы приводит к появлению дефектов. Это может произойти по нескольким причинам.

Разрушение катализатора. Катализатор состоит из керамических сот, которые могут забиться и разрушаться. Если крошка попадёт в двигатель, то могут появиться задиры.

Попадание посторонних частиц во впуск. Если неправильно установлен воздушный фильтр или впускной тракт негерметичен, то в двигатель могут попасть песок или другие частицы. Это приводит к появлению задиров.

Попадание отколовшихся частей элементов. Например, это могут быть частицы свечи зажигания или компоненты изменяемой геометрии турбины.

Проблемы с системой подачи топлива и зажиганием

Если есть пропуски зажигания (топливно-воздушная смесь не воспламеняется в цилиндре), то топливо смывает масло со стенок цилиндра. Из-за этого возникает повышенное трение поршня.

Также неисправные форсунки могут подавать слишком много топлива, или горючее может течь. Тогда масляную плёнку будет смывать со стенок цилиндров. Без диагностики такую проблему выявить сложно. Косвенные признаки — увеличение расхода топлива и снижение мощностных характеристик ДВС.

Ошибки при эксплуатации

Если раскручивать холодный двигатель до высоких оборотов, то блок цилиндров будет ещё холодным, а поршни уже нагреются. Тогда из-за расширения металла поршни будет прихватывать к поверхностям цилиндров.

Если двигатель не удалось запустить с нескольких попыток, то цилиндры может залить топливом. Оно смоет масло со стенок. Поэтому возникнет повышенное трение.

Признаки появления задиров

Распознать появление задиров в цилиндрах непросто — особенно на ранних стадиях. Дело в том, что некоторые другие неисправности проявляются схожим образом. Точно определить, что проблема заключается в задирах, можно только при диагностике.

Распространённые признаки наличия задиров:

появление стука при работе холодного двигателя;

появление стука на прогретом двигателе — при резком увеличении оборотов;

повышенный расход масла на угар — может быть больше 1 литра на 1000 километров пробега;

повышенный расход топлива (из-за неэффективной работы двигателя);

снижение компрессии (двигатель работает неустойчиво, расходует больше топлива, машина хуже едет, могут появляться ошибки на приборной панели).

Чтобы вовремя заметить изменения в работе двигателя, нужно периодически выключать музыку и прислушиваться к работе силового агрегата. Если позволяют погодные условия, можно запустить двигатель и выйти на улицу, чтобы послушать, как он работает, пока не прогрелся.

Если кажется, что есть посторонние звуки или шумы, — лучше лишний раз посетить сервис и провести диагностику. Есть вероятность, что это сэкономит деньги. Дело в том, что устранять неисправности на ранних стадиях обходится дешевле.

Диагностика задиров

Проверить двигатель на наличие задиров в цилиндрах можно без разбора силового агрегата. Чаще всего диагностику проводят с помощью эндоскопа. Это специальный прибор с дисплеем и камерой, закреплённой на длинном гибком держателе.

Проверить наличие задиров можно с помощью эндоскопа. Источник: avttech.ru.

Камеру помещают в цилиндр через посадочное место свечи зажигания или форсунки. По изображению мастер легко определит наличие задиров.

Ещё один способ проверки — с помощью анализатора герметичности цилиндров (АГЦ). Он измеряет два параметра:

  • полный вакуум (P1) — позволяет определить уровень износа цилиндра и плотность прилегания клапана к седлу;
  • остаточный вакуум (P2) — определяет степень износа маслосъёмных и компрессионных колец.

Для проверки прогревают двигатель, а затем глушат его и отключают подачу топлива. Чтобы измерить параметр P1, на свечной колодец или посадочное место форсунки устанавливают редукционный комбинированный клапан. После этого включают стартер. Коленвал должен совершить пять полных оборотов.

Для измерения параметра P2 устанавливают вакуумный клапан и проводят такие же операции.

После измерений нужно сопоставить два результата. Источник: drive2.ru.

Затем сопоставляют два результата измерений. Такой способ даст понять, что не так с двигателем. Но для выявления задиров всё равно понадобится эндоскоп. Дело в том, что причин для одних и тех же показателей может быть несколько.

Что делать с задирами

Если на цилиндрах обнаружили задиры, то придётся либо проводить капитальный ремонт двигателя, либо менять блок или силовой агрегат в сборе. В случае ремонта двигатель придётся демонтировать и разбирать.

Есть два способа ремонта при таких дефектах.

Расточка цилиндров

Её применяют, если повреждения не очень большие. С помощью специального станка увеличивают диаметр цилиндров. В таком случае придётся устанавливать поршни с большим диаметром. Этот параметр называют ремонтным размером. Расточка не всегда возможна, потому что не для всех ДВС можно подобрать ремонтный размер поршней.

Расточку проводят под ремонтный размер поршней. Источник: yandex.ru.

Гильзовка

Это работа по замене гильз — внутренних частей камеры сгорания, на которых есть задиры. Для плотной посадки перед установкой элементов блок двигателя разогревают, а гильзу охлаждают в жидком азоте.

Перед установкой блок нагревают, а гильзу — охлаждают. Источник: dzen.ru.

В обоих случаях проверяют состояние остальных элементов и при обнаружении дефектов проводят замену. Она обходится дешевле, потому что ДВС разобран. А ещё проводят шлифовку головки блока и замену всех прокладок и сальников.

Если приняли решение менять двигатель, то есть несколько вариантов:

  • замена блока цилиндров;
  • замена шорт-блока (блок цилиндров с поршневой группой и коленчатым валом);
  • замена двигателя в сборе (с головкой блока).

Дешевле всего обойдётся замена блока, а дороже — двигателя в сборе. При выборе обычно отталкиваются от состояния элементов силового агрегата. Если они имеют дефекты, то целесообразно поменять шорт-блок или двигатель в сборе.

По состоянию на 2024 год покупка новых элементов обходится очень дорого, поэтому часто приобретают подержанные детали или агрегаты. Откуда они берутся и стоит ли их покупать — мы писали в отдельной статье.

Даже если покупают подержанный блок, то устанавливают новые прокладки и сальники. Также проводят шлифовку головки блока, потому что без этой операции нельзя установить новую прокладку ГБЦ. Стоимость шлифовки зависит от типа двигателя. В среднем она стоит около 2000 ₽.

Цены на прокладки и сальники зависят от производителя элементов и от конкретного двигателя. Также в зависимости от типа ДВС может меняться количество необходимых элементов.

Для примера — оригинальная прокладка головки блока для KIA Optima (2 литра, бензин) стоит от 1500 ₽.

Сколько стоит устранить задиры

Стоимость ремонта зависит от конкретного агрегата. Например, если проводят гильзовку, нужно учитывать количество цилиндров. Чем их больше — тем дороже обойдутся работы. Ещё один важный фактор — материал, из которого изготовлен блок (чугун или алюминий).

Примерные цены на работы по гильзовке блока

Конфигурация двигателяАлюминийЧугун
Четыре цилиндра15 680 ₽12 480 ₽
Шесть цилиндров (рядный)23 520 ₽18 720 ₽
Шесть цилиндров (V-образный)27 720 ₽24 720 ₽
Восемь цилиндров (V-образный)36 960 ₽32 960 ₽

Примерные цены на расточку блока (с хонингованием)

Конфигурация двигателяЧугун
Четыре цилиндра3900 ₽
Шесть цилиндров5900 ₽
Восемь цилиндров7900 ₽

В стоимость ремонта также нужно закладывать запчасти и расходники. Их стоимость зависит от конкретной модели, производителя и количества элементов, которые придётся менять. Поэтому итоговую сумму могут посчитать только в автосервисе после комплексной диагностики.

Помогают ли присадки

На рынке есть триботехнические составы (присадки), которые, по заявлению производителей, помогают предотвратить появление и замедлить развитие задиров. Их заправляют в двигатель вместе с маслом.

Присадки могут помочь только в том случае, если дефекты ещё незначительные. Источник: suprotec.ru.

Присадки создают на поверхности цилиндров слой, который лучше удерживает масло. Также они могут заполнить дефекты и свести к минимуму негативные последствия.

Такие составы могут дополнительно защитить элементы поршневой группы. Но если на стенках есть серьёзные задиры — устранить их они не смогут. Для полной обработки двигателя обычно нужно два-три флакона присадок. Сначала их добавляют за 1000 километров до замены масла в двигателе, а затем в свежее масло.

Стоимость присадок зависит от производителя и объёма упаковки. Российские составы от компании Suprotec стоят около 1500 ₽ за один флакон.

В каких случаях можно ничего не делать

Ничего не делать с задирами в цилиндрах можно в двух случаях: если дефект на ранней стадии или если собираются менять двигатель.

На ранних стадиях задиры могут никак не проявлять себя или проявляться только в определённых режимах — например, после холодного старта двигателя. Неопытный водитель может даже не заметить изменений в работе силового агрегата.

Если решили менять двигатель, то можно эксплуатировать машину до последнего — вплоть до того момента, когда силовой агрегат выйдет из строя. В таком случае машину придётся везти в сервис на эвакуаторе.

Вопросы и ответы о задирах на стенках цилиндров

Почему появляются задиры?

Задиры на стенках цилиндров могут появляться из-за масляного голодания, перегрева и попадания посторонних частиц. Также причиной может быть конструктивный просчёт или ошибки при эксплуатации автомобиля.

Как сказывается наличие задиров на работе ДВС?

При работе двигателя появляются посторонние шумы. Также существенно увеличивается расход масла. Если дефект серьёзный, то падает компрессия и снижается мощность ДВС. Если ничего не делать, то в итоге двигатель может выйти из строя.

Как обнаружить задиры?

Для точной диагностики состояния цилиндров используют эндоскоп — камеру на гибком креплении, которую помещают в цилиндр через свечной колодец или посадочное место форсунки. Дефекты будут видны на дисплее диагностического устройства.

Как устранить задиры?

Чтобы устранить серьёзные задиры, проводят расточку цилиндров или гильзовку — замену гильз. Это капитальный ремонт двигателя.

Сколько стоит ремонт по устранению задиров?

Стоимость ремонта зависит от типа и параметров двигателя. В среднем расточка стоит от 4000 ₽, а гильзовка — от 12 500 ₽ без учёта стоимости расходников и запчастей.

Выводы: кратко

Задиры на стенках цилиндров — это серьёзный дефект, который может возникнуть по нескольким причинам: масляное голодание, перегрев двигателя, попадание посторонних частиц. А также из-за некачественного обслуживания и ошибок при эксплуатации автомобиля.

Диагностику задиров проводят с помощью специального оборудования — эндоскопа и анализатора герметичности цилиндров.

Если обнаружены задиры, проводят капитальный ремонт двигателя — расточку цилиндров и замену поршневой группы или гильзовку (замену гильз). Ещё один вариант — замена блока или двигателя в сборе.

Чтобы избежать задиров, нужно своевременно обслуживать ДВС с использованием качественных расходников и следить за состоянием системы охлаждения. Но в некоторых случаях это не помогает, потому что при разработке силового агрегата могли допустить конструктивные просчёты.

Цены актуальны на конец ноября 2024 года.

При написании статьи мы не сотрудничали с магазинами и техцентрами.