Безналичные платежи

Безналичные платежи – особый вид платежей, при которых не используется наличных денежных средств. Все расчёты производятся перечислением средств со счёта на счёт в кредитных учреждениях или, например, способом зачета взаимных требований. Изначально вводились для облегчения и ускорения оборачиваемости капитала, а также чтобы уменьшить объём наличных. Уменьшались и издержки обращения, свойственные для наличных денег. Также безналичным платежам способствуют государственные институты – по перечисленным выше причинам (увеличение скорости оборота денежных средств плюс экономия на их обслуживании).

Содержание
Скрыть
  1. Безналичные расчеты и платежи
    1. Безналичный платеж что это
      1. Виды безналичных платежей
        1. Возврат безналичного платежа
          1. Оплата безналичным платежом
            1. Прием безналичных платежей
              1. Проблемы безналичных платежей
                1. Учет безналичных платежей

                  Безналичные расчеты и платежи

                  Самые первые безналичные расчёты и платежи представляли собой расчёты и платежи с помощью чеков и векселей. После были введены расчётные палаты – организации, совершающие операции между различными банками. Затем в большей части развитых стран распространились жирорасчеты как подвид безналичных расчетов (через жиробанки, коммерческие банки, сберкассы).

                  Безналичные расчетные операции – основной вид банковских операций. Различают инкассо, переводные, а также аккредитивные операции.

                  Регулируются безналичные расчёты и платежи законодательством. В России это ГК РФ (со ст. 861 по ст. 885), ФЗ «О ЦБ РФ». Также применяется федеральный закон «О банках и банковской деятельности», прочие нормативные акты.

                  Безналичный платеж что это

                  Безналичным платежом считается расчёт с помощью безналичного денежного обращения (в безналичной форме – то есть, в виде записи на соответствующем счёте). Безналичный платёж выполняется по нескольким принципам:

                  • в правовом поле,
                  • по банковским счетам,
                  • в соответствии с ликвидностью на уровне бесперебойного осуществления платежей,
                  • добровольно (с согласия плательщика),
                  • в определенный срок,
                  • с контролем над правильностью осуществления расчётов согласно порядку их выполнения,
                  • на договорных условиях.

                  Полное определение и все условия проведения таких платежей указываются в актуальном Положении о безналичных расчетах (утверждается ЦБ РФ).

                  Виды безналичных платежей

                  Изначально безналичные платежи выполнялись в виде векселей либо чеков. Сегодня применяются

                  • платёжные поручения и требования поручения,
                  • чеки, аккредитивы,
                  • инкассовые поручения,
                  • электронные платежи.

                  Подробный перечень расчётов (платежей) указан в соответствующем документе Банка России за 19 июня 2012 года. В Положении №383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» указаны все виды безналичных платежей, кроме последнего (электронных), однако также работает ФЗ за 27.06.2011 г. №161 в редакции от 23.07.2013 г. – «О национальной платежной системе». Согласно этому документу, электронные платежи (с применением электронных денег) также стали формой безналичных платежей.

                  Возврат безналичного платежа

                  По закону допускается, чтобы клиенты, обслуживающиеся в банке, отзывали свои расчётные документы. Однако на практике возврат безналичного платежа влечёт за собой целую серию процедур.

                  1. В случае, если деньги были перечислены ошибочно, операция проведена и средства зачислены, возврат денег по безналичному платежу совершается в судебном порядке. При этом важно доказать, что никаких услуг (при зачислении средств на счёт компании) не оказывалось.
                  2. Если возврат необходим клиенту магазина, возвращающему товар, то возможны несколько вариантов: перечисление нужной суммы продавцом покупателю безналичным способом (например, обратный перевод на карту), либо наличным.

                  Внимание. Зачастую компании, работающие в сфере торговли, заключают с банком, обслуживающим терминалы, о возможности возврата денежных средств при безналичных расчётах.

                  От клиента, в пользу которого необходимо осуществить возврат, обычно требуются номер расчётного счёта, наименование банка и номер корсчёта, ИНН и БИК получателя, его ФИО.

                  Оплата безналичным платежом

                  Оплату безналичным платежом осуществить можно несколькими способами: с помощью

                  • платёжного поручения или требования,
                  • аккредитива,
                  • инкассового поручения,
                  • чека (чековой книжки).

                  Оплата безналичным платежом осуществляется в виде перевода суммы средств со счёта отправителя на счёт получателя, который может быть как в этом, так и в другом банке. При этом платёжное поручение – самая часто используемая форма оплаты.

                  Платёжное требование обозначает требование получателя к плательщику об уплате определённой суммы. Применяется для удобства оплаты безналичным платежом за товары и услуги. Плательщик должен предоставить акцепт (согласиться оплатить сумму) либо отказаться – тогда требование возвращают без исполнения.

                  Инкассовое поручение выставляют госорганы – по решению суда.

                  Аккредитив – обязательство совершить платёж по предъявлении получателем определённых документов (акты, документы о поставке).

                  Прием безналичных платежей

                  Приём безналичных платежей выполняется несколькими способами: либо зачислением на счёт организации через банк, либо посредством терминала (ККТ, банковский пинпад). Кроме того, сегодня организации стараются максимально автоматизировать перечисление средств, чтобы исключить ошибки и «человеческий фактор». Комиссия при безналичном расчёте, в отличие от платёжных систем, берущих до 5%, составляет 0%. Для приёма платежей безналичным способом организации решают несколько задач:

                  - оформление счетов и договоров (по желанию),

                  - контроль зачисления средств,

                  - оформление закрывающих документов.

                  Для приёма платежей нужны ИНН организации, номер расчетного счета, БИК обслуживающего плательщика банка, юридический и почтовый адрес.

                  Проблемы безналичных платежей

                  Основные проблемы безналичных платежей – это:

                  • сложность налаживания расчётно-платёжной системы,
                  • риски, возникающие в связи с проведением платежей,
                  • наличие неплатежей (их изменения влияют на дефицит бюджета),
                  • скорость осуществления платежей (в том числе учитывая сбои и задержки, ошибки, допускаемые как отправителями и получателями средств, так и самими расчётными центрами),
                  • очерёдность платежей и её регулирование, наносящее ущерб другим кредиторам,
                  • недостаточность развития нормативно-правовой базы для совершения безналичных платежей (по вексельным и аккредитивам).

                  Кроме того, предприятия несут ответственность за соблюдение кредитных договоров, а также установленной расчётной дисциплины. Если организация не выполняет обязательств по расчётам, его могут объявить неплатёжеспособным.

                  Учет безналичных платежей

                  При расчётах между организациями в виде безналичных платежей (путем перевода со счёта на счёт) возникает необходимость в учёте безналичных платежей с помощью специальных расчетных документов. Они являются основанием для расчёта, и могут оформляться в виде распоряжения:

                  • плательщика (это может быть как клиент, так и сам банка),
                  • получателя средств, или взыскателя.

                  Предприятия сами определяют подходящие формы документов для учёта безналичных платежей, обязательно только наличие реквизитов –

                  • наименования предприятия,
                  • номера документа,
                  • наименование банка-плательщика, МФО, РКЦ, номера расчётного счета,
                  • наименования получателя, банка-получателя, его реквизитов.

                  Учет таких операций выполняется с использованием счёте 51 «Расчетные счета» (как поступление на дебете, так и выбытие на кредите данного счёта).

                  Основанием либо первичным документом для учёта является выписка банка или платежное поручение. Это справедливо для разных видов платежей:

                  • поступления денег в оплату услуг или товаров,
                  • сдачи наличных на расчётный счёт,
                  • получения авансовых средств,
                  • поступление вкладов в уставный капитал,
                  • оплаты счетов поставщиков, организаций-подрядчиков,

                  перечислений в бюджет обязательных платежей, взносов в ПФР и другие организации (ФСС, ФФОМС, ТФОМС).