Биржевые товары

Понятие биржевого товара (commodity) включает в себя любые сырьевые товары, которые могут использоваться в качестве стабильной разменной единицы. Большая часть биржевых торгов вращается вокруг сырья, такого, как нефть или газ. В эту категорию входят различные цветные и черные металлы, промышленное сырье (например, каучук) и даже животные (крупный и мелкий рогатый скот). Основная характеристика биржевого товара – неизменность, однородность, удобство в подсчёте объёмов и стоимости. Стоимость каждой категории товара определяется глобальным спросом и предложением, что создаёт здоровую конкуренцию на бирже.

Содержание
Скрыть
  1. Понятие и состав биржевого товара
    1. Характеристика биржевого товара
      1. Ценные бумаги - биржевой товар
        1. Валюта как товар
          1. Требования, предъявляемые к биржевому товару
            1. Стандартизация товара и её значение в биржевой практике
              1. Роль биржевых товаров в современной всемирной экономике

                Понятие и состав биржевого товара

                Биржевой товар – некая ценность, являющаяся объектом биржевой торговли. Понятие и состав биржевого товара необходимо знать, чтобы определять, что к ним относится. В целом к биржевым товарам в мировой практике относят три класса:

                1. вещественные товары;
                2. любая иностранная валюта;
                3. ценные бумаги.

                Основная особенность любого биржевого товара – к нему предъявляются ряд требований по качеству и стандартизации, иным параметрам. Сложность заключается и в том, что объемы продаж должны быть большими, а значит, такой объект торговли обязан иметь массовое назначение (для широкого круга потребителей). Стоимость на торгуемые ценности определяется и формируется спросом и предложением. Все это описывается определением и характерными чертами биржевой торговли.

                В последнее время к 3 классам добавились сводные индексы биржевых цен и процентные ставки гособлигаций.

                Характеристика биржевого товара

                Прежде чем торговаться на бирже, каждый товар обязательно проходит проверку на соответствие характеристик. К примеру, торгуются металлы определенных свойств, кофе, другие товары, которые отвечают требованиям бирж. Главная характеристика биржевого товара – наличие четких свойств и устойчивого спроса. Важно понимать, какими свойствами обладает товар. В результате возникают такие характеристики, как:

                • стандартизация (товар обязан быть стандартным, иметь некие определенные требования по качеству и прочим характеристикам);
                • массовость (торгуют только крупной партией);
                • конкурентность (цена на товар устанавливается в свободном режиме).

                Интересный факт: номенклатура вещественных товаров распределена по двум крупным группам: с/х- и лесных товаров + продуктов переработки (свыше 50 видов); промышленного сырья и полуфабрикатов (порядка 20 видов).

                Ценные бумаги - биржевой товар

                В процессе развития биржевой торговли одним из главных объектов стали ценные бумаги – биржевой товар. Таковыми можно считать любой документ, продающийся и покупаемый по определенной цене. Для биржевого товара –ценных бумаг – учитывают рыночные характеристики:

                • тип актива в основе ценной бумаги;
                • форма владения и форма выпуска (эмиссионная – сериями, одинаковые; либо индивидуальные);
                • форма собственности, вид эмитента (кто выпустил: корпорация, государство);
                • характер обращаемости (свободно либо с ограничениями);
                • экономическая сущность (права, которые получает владелец);
                • уровень риска;
                • наличие дохода;
                • форма вложения средств.

                Юридическое обоснование: В РФ 1-я ч. ГК (ст. 142) ценная бумага – документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права. Их передача и осуществление выполняются при предъявлении такого документа.

                Валюта как товар

                Отсутствие единого мирового платежного средства позволяет в международном обращении использовать разные национальные валюты. С их помощью возможно рассчитываться по

                • внешнеторговым операциям;
                • кредитам;
                • инвестициям;
                • осуществлять межгосударственные платежи.

                Валюта как товар на рынке позволяет получить прибыль от обмена одной из них на другую. Указываются они в парах: сначала продаваемая или покупаемая, а за ней – котируемая (та, относительно которой устанавливается курс.

                Три основных нюанса:

                1. Биржевая торговля возможна только для валют, свободно либо частично конвертируемых – тех, на которое государство не накладывает ограничений по покупке-продаже.
                2. Существует так называемый биржевой класс иностранной валюты: это USD, GBR, JPY и некоторые другие.
                3. Величина курса не может быть постоянной. Для измерения применяют прямые (реже – обратные) котировки.

                Требования, предъявляемые к биржевому товару

                Существуют главные требования, предъявляемые к биржевому товару:

                • массовость;
                • взаимозаменяемость;
                • стандартизируемость (для продажи без осмотра);
                • широкое предназначение;
                • свобода ценообразования;
                • для физических товаров – форма сырья либо полуфабриката;
                • фактический объем продаж (партия, лот) – кратный биржевой единице.

                К физическим товарам, в отличие от ценных бумаг, обязательств государств или иностранной валюте, предъявляются требования по качеству. Их обеспечивает:

                1. Полнота предоставляемой информации.
                2. Достоверность данных.
                3. Единство в оценке данного объекта биржевой торговли всех её участников.

                Используются экспертные заключения, стандарты (например, для металлов, драгметаллов, сельхозпродукции и других объектов торговли).

                Внимание: биржевым товаром не могут стать: недвижимость, объекты интеллектуальной собственности.

                Стандартизация товара и её значение в биржевой практике

                Биржевой стандарт – повсеместная практика, облегчающая торговлю любыми товарами. Стандартизация товара и её значение в биржевой практике огромны. За счет унификации торгуемых позиций:

                • можно осуществоять продажу без осмотра образцов либо сравнения технического описания;
                • демонополизируются условия рынка для определения спроса и предложения на товар;
                • осуществляется полная заменяемость позиции: сделки и определение цены на объекты возможны только при идентичности предлагаемых товаров по составу, виду, величине партии, свойствам.

                Выполнение биржевого стандарта гарантирует право обезличивания товара – покупателю до исполнения контракта может быть неизвестно, откуда он получит приобретенную партию.

                Стандартизация определяет и объем товара: товарные биржи не принимают на торги партии, не кратные так называемой биржевой единице.

                Роль биржевых товаров в современной всемирной экономике

                За счет торговли биржевыми товарами можно решить множество вопросов:

                • по поставкам материальных ценностей, сырья, материалов, сельхоз- и иной продукции;
                • реализации произведенных товаров;
                • определению их реальной стоимости, исходя из спроса и предложения.

                В итоге роль биржевых товаров в современной всемирной экономике крайне значительна. За счет возможности торговли фьючерсными контрактами (с последующими поставками) позволяет сгладить колебания цен (с одной стороны), и отразить в стоимости объекта торговли текущее соотношение спроса и предложения. Ведущие биржи мира позволяют справляться производителям, покупателям и финансовым институтам с реально существующими с ценовыми рисками.

                Интересный факт: количество биржевых товаров сельхозпродукции и лесного хозяйства в 80-е гг. ХХ в. сильно сокращалось, а сегодня эта группа снова расширяется.