В 2019 году ФНС инициировала интересный эксперимент: люди (физлица и ИП), которые занимаются профессиональной деятельностью и не нанимают при этом работников/не являются чьими-то наемными работниками, могут зарегистрироваться в качестве самозанятых граждан и платить небольшой налог (4%/6%) за свою деятельность. При этом другие налоги и сборы платить не нужно. Отличительная особенность этого налогового режима – все действия производятся онлайн, через сайт или приложение. Ниже мы расскажем, как регистрироваться и пользоваться этим сервисом.
- Регистрация личного кабинета налогоплательщика НПД на lknpd.nalog.ru
- Через личный кабинет физического лица
- По паспорту
- Вход в личный кабинет налогоплательщика для самозанятых граждан
- По логину и паролю
- Пользование приложением Мой налог для самозанятых
- Контроль доходов и налоговых начислений
- Справка о доходах и регистрации самозанятого
- Снятие самозанятого лица с налогового учёта
- Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых граждан
- Что делать, если приложение Мой Налог не работает?
Регистрация личного кабинета налогоплательщика НПД на lknpd.nalog.ru
Заранее отметим одну важную деталь: личный кабинет самозанятого могут регистрировать не только граждане России, но и граждане Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана. Гражданам России доступны 2 метода регистрации (личный кабинет физлица и паспорт), граждане соседних стран могут регистрироваться только по личному кабинету.
Через личный кабинет физического лица
В ФНС (на сайте nalog.ru) любое физическое лицо может создать личный кабинет, в котором отражаются налоги, прибыль и другая информация (в том числе ИНН). Этот ЛК можно использовать для регистрации в качестве самозанятого.
Что делать:
- Заходим на lknpd.nalog.ru
- Жмем на «Зарегистрироваться».
- Жмем «Далее».
- Ставим 2 галочки, жмем «Согласен», еще раз «Согласен» (если вы принимаете документы и предупреждения, конечно).
- Вводим ИНН и пароль.
- (если регистрируетесь через мобильное приложение) Придумываем пин-код.
- Готово.
Получить доступ к личному кабинету физлица можно либо в налоговой, либо в Госуслугах (при наличии подтвержденного аккаунта).
По паспорту
Зарегистрироваться по паспорту можно только в мобильном приложении (где скачать – укажем в соответствующем разделе). Что делать:
- Запускаете приложение.
- Вводите номер телефона, получаете СМС с одноразовым кодом, вводите код.
- Выбираете регион.
- Далее в приложении откроется камера. Вам нужно будет поместить в прямоугольник разворот паспорта и нажать на кнопку «Распознать». Когда программа распознает информацию, вас перенаправит на экран с вашими паспортными данными. Внимательно проверьте написанное. Если все правильно – Жмите «Подтвердить». Если нет – распознайте еще раз. Качество распознания зависит от вашей камеры – если ничего не получается, протрите ее стекло.
- На следующем экране тоже камера, но вместо прямоугольника – овал. Вам нужно поместить в этот овал свое лицо и сделать фото.
- Наконец, завершающий этап. На финальном экране будет ваше фото, Ф.И.О. и ИНН. Если вы по каким-то причинам передумали – нажмите на «Отказаться от постановки на учет». Если хотите закончить регистрацию – нажмите на «Подтверждаю».
Вход в личный кабинет налогоплательщика для самозанятых граждан
Все 3 способа крайне просты и требуют буквально 1-2 действия. Ссылка для входа – lknpd.nalog.ru/auth/login
По логину и паролю
- Выбираем «ИНН и пароль» (обычно этот вариант выбран по умолчанию).
- Вводим данные, входим.
По номеру телефона
Чтобы войти таким образом, нужно иметь привязанный к аккаунту номер телефона. Проще всего привязать номер, скачав приложение и зарегистрировавшись в нем.
- Выбираем «Номер телефона».
- Вводим номер.
- Получаем СМС с одноразовым паролем, вводим его, входим.
Через Госуслуги
Чтобы зайти через Госуслуги, нужно иметь подтвержденный аккаунт. Чтобы подтвердить его (если вы еще не делали этого), нужно прийти с паспортом в отделение ЕСИА.
- Выбираем «Госуслуги».
- Жмем «Войти».
- В открывшемся окне заходим в личный кабинет Госуслуг.
- Подтверждаем привязку учетной записи.
Восстановление пароля
С восстановлением пароля все не очень просто – вы могли заметить, что «привычной» для многих сервисов кнопки «Восстановить пароль» здесь нет. Почему так? Потому что для входа в кабинет самозанятого вы используете ИНН и пароль от кабинета физлица налоговой службы, и восстанавливать нужно именно эти данные.
Что делать? Есть 2 варианта: если вы подключали функцию «Восстановление пароля через электронную почту» и если вы этого не делали. Если функция не подключена – идете в налоговую с паспортом и просите восстановить пароль, другого варианта нет. Если подключали восстановление по почте, сделайте следующее:
- Заходите на lkfl2.nalog.ru/lkfl/login
- Жмете «Забыли пароль?».
- Вводите ИНН, почту и кодовое слово.
- Жмете «Восстановить пароль».
- Получаете на почту новый пароль для входа.
Как подключить восстановление через электронную почту:
- Заходите в ЛК физлица, идете в настройки.
- В разделе «Контактная информация» ставите галочку «Разрешить восстановление по адресу почты».
- Чуть ниже задаете секретное слово.
- Заходите в программу.
- Жмете на «Новая продажа» на главной странице.
- Указываете цену, наименование (здесь жестких требований нет, главное – чтобы было понятно, что вы продали/сделали), дату (обратите внимание – можно указывать уже прошедшую дату), кому оказываете услугу. Если речь о юридическом лице – нужно его ИНН и название.
- Жмете «Выдать чек».
- На следующей странице перед вами встает выбор – завершить регистрацию чека или отменить его. В первом случае жмете «Отправить покупателю», во втором – «Аннулировать».
- Нажмите на «Справка о постановке».
- Нажмите на «Отправить», отправьте туда, куда нужно.
- Жмем на одноименный пункт.
- Указываем адрес получателя, выбираем период.
- Жмем «Сформировать».
- Справка приходит на указанный электронный адрес.
Функции и возможности приложения Мой Налог для самозанятых
На онлайн-работу без походов в налоговую и подключения дополнительного оборудования делался большой упор, поэтому в приложении есть абсолютно все, что нужно для ведения деятельности. Оказали услугу? В одно нажатие открываете форму заполнения чека, указываете данные, регистрируете факт совершения операции. Чек нужен покупателю? Отправляете на почту, по Wi-Fi или Bluetooth, если у него есть смартфон и он стоит рядом с вами – даете ему считать QR-код прямо с экрана. Хотите посмотреть, сколько заработали и сколько нужно будет заплатить в бюджет? Второе есть прямо на центральном экране, первое – в «Статистике». Юридическое лицо, которому вы оказываете услугу, хочет получить документы? Формируете справку о регистрации. Хотите взять кредит, и банк требует справку о доходах? Формируете справку о доходах за необходимый (любой) период, отправляете в банк.
Оплата налога тоже максимально упрощена – прямо в приложении можно привязать банковскую карточку или получить все реквизиты для банковского перевода.
Пользование приложением Мой налог для самозанятых
Сразу отметим, что весь функционал доступен именно в мобильном приложении (сайт – «запасной вариант»), поэтому рассматривать будем именно версию для смартфонов.
Как формируется чек в приложении Мой налог?
Кстати, если нужно отменить операцию после того, как она финализирована, выберите ее в «Истории операций» (внизу на главном экране) и отмените.
Контроль доходов и налоговых начислений
С налоговыми начислениями все просто – узнать, сколько придется заплатить в следующем месяце, можно на главном экране, в разделе «Предварительный налог».
Если хотите посмотреть, сколько нужно заплатить сейчас (налог за прошлый месяц), перейдите во вкладку «Операции» внизу – откроется окно оплаты, по центру будет сумма к оплате. Внизу будут показаны все продажи – так вы можете контролировать свои доходы.
Справка о доходах и регистрации самозанятого
Обе справки можно получить в «Настройках».
Для справки о самозанятости:
Справка о доходах:
Снятие самозанятого лица с налогового учёта
Еще одно отличное свойство этой системы налогов – сняться с учета так же просто, как и зарегистрироваться. Перейдите в настройки, внизу нажмите на большую оранжевую кнопку, затем подтвердите операцию.
После этого основной экран будет выглядеть так:
Если хотите обратно стать на учет – нажмите на красный текст.
Как оплатить налог?
В «Операциях» нажмите на сумму задолженности. Откроется окно оплаты.
Проще всего оплатить налог карточкой – вводите ее данные, подтверждаете транзакцию. При желании можно создать квитанцию и уплатить налог по реквизитам.
Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых граждан
Как установить приложение на iOS?
Название в Apple Store – «Мой налог». Ссылка: apps.apple.com/ru/app/мой-налог/id1437518854
Требуемая версия iOS: 9 и выше.
Как установить приложение на Андроид?
Название в Google Play – «Мой налог». Ссылка: play.google.com/store/apps/details?id=com.gnivts.selfemployed&hl=ru
Требуемая версия Android: 4.4.4 и выше.
Что делать, если приложение Мой Налог не работает?
Систему запустили в 2019 году, а это значит, что она – «свежая», а любой недавно выпущенный продукт обладает багами, массовыми сбоями и прочими неприятными вещами. К счастью, этот момент прописан в законе – если произошел массовый сбой, никого (из самозанятых) за задержки в оплате и проводке чеков наказывать не будут, если проблемы возникли именно на вашей стороне – все исправят, пересчитают и вернут при необходимости.
Но эти хорошие новости не помогают, когда перед вами в ожидании чека стоит клиент, а вы не можете его оформить из-за неработающей программы. Итак, что делать? В первую очередь идем по этой ссылке: npd.nalog.ru/breakdown/ и смотрим, что написано на странице. Если там написано «С такого-то числа такого-то времени по такое-то число такое-то время идут технические работы» или «Известно о перебоях в работе приложения» – значит, проблемы на стороне серверов, ждите, когда все восстановят.
Если вы впервые установили приложение, и оно не хочет запускаться – проверьте, соответствует ли ваша операционная система минимальным требованиям (указаны в предыдущем разделе). Если соответствует – удалите приложение, перезагрузите телефон и снова его установите.
Если есть другая проблема или «удалить – перезагрузить – установить» не помогает, вам сюда: nalog.ru/rn77/service/service_feedback/?service=62 По этой ссылке можно написать письмо в техподдержку, которая будет разбираться с вашим случаем. Обратите внимание – в тикете (обращении) обязательно нужно указывать свой ИНН.
Если вы беспокоитесь по поводу того, что не выдадите чек покупателю и попадете под штраф – можете не волноваться. Согласно закону о самозанятости, чеки можно оформлять и отправлять покупателю не только во время сделки, но и после. Главное правило – чек должен быть оформлен не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем совершения сделки.