Личный кабинет налогоплательщика для самозанятых граждан

В 2019 году ФНС инициировала интересный эксперимент: люди (физлица и ИП), которые занимаются профессиональной деятельностью и не нанимают при этом работников/не являются чьими-то наемными работниками, могут зарегистрироваться в качестве самозанятых граждан и платить небольшой налог (4%/6%) за свою деятельность. При этом другие налоги и сборы платить не нужно. Отличительная особенность этого налогового режима – все действия производятся онлайн, через сайт или приложение. Ниже мы расскажем, как регистрироваться и пользоваться этим сервисом.

Содержание
Скрыть
  1. Регистрация личного кабинета налогоплательщика НПД на lknpd.nalog.ru
    1. Через личный кабинет физического лица
    2. По паспорту
  2. Вход в личный кабинет налогоплательщика для самозанятых граждан
    1. По логину и паролю
  3. Пользование приложением Мой налог для самозанятых
    1. Контроль доходов и налоговых начислений
    2. Справка о доходах и регистрации самозанятого
    3. Снятие самозанятого лица с налогового учёта
  4. Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых граждан
    1. Что делать, если приложение Мой Налог не работает?

      Регистрация личного кабинета налогоплательщика НПД на lknpd.nalog.ru

      Заранее отметим одну важную деталь: личный кабинет самозанятого могут регистрировать не только граждане России, но и граждане Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана. Гражданам России доступны 2 метода регистрации (личный кабинет физлица и паспорт), граждане соседних стран могут регистрироваться только по личному кабинету.

      Через личный кабинет физического лица

      В ФНС (на сайте nalog.ru) любое физическое лицо может создать личный кабинет, в котором отражаются налоги, прибыль и другая информация (в том числе ИНН). Этот ЛК можно использовать для регистрации в качестве самозанятого.

      Что делать:

      1. Заходим на lknpd.nalog.ru
      2. Жмем на «Зарегистрироваться».

      3. Жмем «Далее».
      4. Ставим 2 галочки, жмем «Согласен», еще раз «Согласен» (если вы принимаете документы и предупреждения, конечно).
      5. Вводим ИНН и пароль.

      6. (если регистрируетесь через мобильное приложение) Придумываем пин-код.
      7. Готово.
      Получить доступ к личному кабинету физлица можно либо в налоговой, либо в Госуслугах (при наличии подтвержденного аккаунта).

      По паспорту

      Зарегистрироваться по паспорту можно только в мобильном приложении (где скачать – укажем в соответствующем разделе). Что делать:

      1. Запускаете приложение.
      2. Вводите номер телефона, получаете СМС с одноразовым кодом, вводите код.
      3. Выбираете регион.
      4. Далее в приложении откроется камера. Вам нужно будет поместить в прямоугольник разворот паспорта и нажать на кнопку «Распознать». Когда программа распознает информацию, вас перенаправит на экран с вашими паспортными данными. Внимательно проверьте написанное. Если все правильно – Жмите «Подтвердить». Если нет – распознайте еще раз. Качество распознания зависит от вашей камеры – если ничего не получается, протрите ее стекло.

      5. На следующем экране тоже камера, но вместо прямоугольника – овал. Вам нужно поместить в этот овал свое лицо и сделать фото.

      6. Наконец, завершающий этап. На финальном экране будет ваше фото, Ф.И.О. и ИНН. Если вы по каким-то причинам передумали – нажмите на «Отказаться от постановки на учет». Если хотите закончить регистрацию – нажмите на «Подтверждаю».

      Вход в личный кабинет налогоплательщика для самозанятых граждан

      Все 3 способа крайне просты и требуют буквально 1-2 действия. Ссылка для входа – lknpd.nalog.ru/auth/login

      По логину и паролю

      1. Выбираем «ИНН и пароль» (обычно этот вариант выбран по умолчанию).

      2. Вводим данные, входим.

      По номеру телефона

      Чтобы войти таким образом, нужно иметь привязанный к аккаунту номер телефона. Проще всего привязать номер, скачав приложение и зарегистрировавшись в нем.

      1. Выбираем «Номер телефона».

      2. Вводим номер.
      3. Получаем СМС с одноразовым паролем, вводим его, входим.

      Через Госуслуги

      Чтобы зайти через Госуслуги, нужно иметь подтвержденный аккаунт. Чтобы подтвердить его (если вы еще не делали этого), нужно прийти с паспортом в отделение ЕСИА.

      1. Выбираем «Госуслуги».

      2. Жмем «Войти».
      3. В открывшемся окне заходим в личный кабинет Госуслуг.

      4. Подтверждаем привязку учетной записи.

      Восстановление пароля

      С восстановлением пароля все не очень просто – вы могли заметить, что «привычной» для многих сервисов кнопки «Восстановить пароль» здесь нет. Почему так? Потому что для входа в кабинет самозанятого вы используете ИНН и пароль от кабинета физлица налоговой службы, и восстанавливать нужно именно эти данные.

      Что делать? Есть 2 варианта: если вы подключали функцию «Восстановление пароля через электронную почту» и если вы этого не делали. Если функция не подключена – идете в налоговую с паспортом и просите восстановить пароль, другого варианта нет. Если подключали восстановление по почте, сделайте следующее:

      1. Заходите на lkfl2.nalog.ru/lkfl/login
      2. Жмете «Забыли пароль?».

      3. Вводите ИНН, почту и кодовое слово.

      4. Жмете «Восстановить пароль».
      5. Получаете на почту новый пароль для входа.

      Как подключить восстановление через электронную почту:

      1. Заходите в ЛК физлица, идете в настройки.
      2. В разделе «Контактная информация» ставите галочку «Разрешить восстановление по адресу почты».
      3. Чуть ниже задаете секретное слово.

      4. Функции и возможности приложения Мой Налог для самозанятых

        На онлайн-работу без походов в налоговую и подключения дополнительного оборудования делался большой упор, поэтому в приложении есть абсолютно все, что нужно для ведения деятельности. Оказали услугу? В одно нажатие открываете форму заполнения чека, указываете данные, регистрируете факт совершения операции. Чек нужен покупателю? Отправляете на почту, по Wi-Fi или Bluetooth, если у него есть смартфон и он стоит рядом с вами – даете ему считать QR-код прямо с экрана. Хотите посмотреть, сколько заработали и сколько нужно будет заплатить в бюджет? Второе есть прямо на центральном экране, первое – в «Статистике». Юридическое лицо, которому вы оказываете услугу, хочет получить документы? Формируете справку о регистрации. Хотите взять кредит, и банк требует справку о доходах? Формируете справку о доходах за необходимый (любой) период, отправляете в банк.

        Оплата налога тоже максимально упрощена – прямо в приложении можно привязать банковскую карточку или получить все реквизиты для банковского перевода.

        Пользование приложением Мой налог для самозанятых

        Сразу отметим, что весь функционал доступен именно в мобильном приложении (сайт – «запасной вариант»), поэтому рассматривать будем именно версию для смартфонов.

        Как формируется чек в приложении Мой налог?

        1. Заходите в программу.
        2. Жмете на «Новая продажа» на главной странице.

        3. Указываете цену, наименование (здесь жестких требований нет, главное – чтобы было понятно, что вы продали/сделали), дату (обратите внимание – можно указывать уже прошедшую дату), кому оказываете услугу. Если речь о юридическом лице – нужно его ИНН и название.

        4. Жмете «Выдать чек».
        5. На следующей странице перед вами встает выбор – завершить регистрацию чека или отменить его. В первом случае жмете «Отправить покупателю», во втором – «Аннулировать».


        Кстати, если нужно отменить операцию после того, как она финализирована, выберите ее в «Истории операций» (внизу на главном экране) и отмените.

        Контроль доходов и налоговых начислений

        С налоговыми начислениями все просто – узнать, сколько придется заплатить в следующем месяце, можно на главном экране, в разделе «Предварительный налог».


        Если хотите посмотреть, сколько нужно заплатить сейчас (налог за прошлый месяц), перейдите во вкладку «Операции» внизу – откроется окно оплаты, по центру будет сумма к оплате. Внизу будут показаны все продажи – так вы можете контролировать свои доходы.


        Справка о доходах и регистрации самозанятого

        Обе справки можно получить в «Настройках».


        Для справки о самозанятости:

        1. Нажмите на «Справка о постановке».
        2. Нажмите на «Отправить», отправьте туда, куда нужно.


        Справка о доходах:

        1. Жмем на одноименный пункт.
        2. Указываем адрес получателя, выбираем период.
        3. Жмем «Сформировать».
        4. Справка приходит на указанный электронный адрес.

        Снятие самозанятого лица с налогового учёта

        Еще одно отличное свойство этой системы налогов – сняться с учета так же просто, как и зарегистрироваться. Перейдите в настройки, внизу нажмите на большую оранжевую кнопку, затем подтвердите операцию.


        После этого основной экран будет выглядеть так:


        Если хотите обратно стать на учет – нажмите на красный текст.

        Как оплатить налог?

        В «Операциях» нажмите на сумму задолженности. Откроется окно оплаты.


        Проще всего оплатить налог карточкой – вводите ее данные, подтверждаете транзакцию. При желании можно создать квитанцию и уплатить налог по реквизитам.

        Мобильное приложение Мой Налог для самозанятых граждан

        Как установить приложение на iOS?

        Название в Apple Store – «Мой налог». Ссылка: apps.apple.com/ru/app/мой-налог/id1437518854

        Требуемая версия iOS: 9 и выше.

        Как установить приложение на Андроид?

        Название в Google Play – «Мой налог». Ссылка: play.google.com/store/apps/details?id=com.gnivts.selfemployed&hl=ru

        Требуемая версия Android: 4.4.4 и выше.

        Что делать, если приложение Мой Налог не работает?

        Систему запустили в 2019 году, а это значит, что она – «свежая», а любой недавно выпущенный продукт обладает багами, массовыми сбоями и прочими неприятными вещами. К счастью, этот момент прописан в законе – если произошел массовый сбой, никого (из самозанятых) за задержки в оплате и проводке чеков наказывать не будут, если проблемы возникли именно на вашей стороне – все исправят, пересчитают и вернут при необходимости.

        Но эти хорошие новости не помогают, когда перед вами в ожидании чека стоит клиент, а вы не можете его оформить из-за неработающей программы. Итак, что делать? В первую очередь идем по этой ссылке: npd.nalog.ru/breakdown/ и смотрим, что написано на странице. Если там написано «С такого-то числа такого-то времени по такое-то число такое-то время идут технические работы» или «Известно о перебоях в работе приложения» – значит, проблемы на стороне серверов, ждите, когда все восстановят.

        Если вы впервые установили приложение, и оно не хочет запускаться – проверьте, соответствует ли ваша операционная система минимальным требованиям (указаны в предыдущем разделе). Если соответствует – удалите приложение, перезагрузите телефон и снова его установите.

        Если есть другая проблема или «удалить – перезагрузить – установить» не помогает, вам сюда: nalog.ru/rn77/service/service_feedback/?service=62 По этой ссылке можно написать письмо в техподдержку, которая будет разбираться с вашим случаем. Обратите внимание – в тикете (обращении) обязательно нужно указывать свой ИНН.

        Если вы беспокоитесь по поводу того, что не выдадите чек покупателю и попадете под штраф – можете не волноваться. Согласно закону о самозанятости, чеки можно оформлять и отправлять покупателю не только во время сделки, но и после. Главное правило – чек должен быть оформлен не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем совершения сделки.