logo
Ещё

Коэффициенты ОСАГО 2022 года с расшифровками

Для того, чтобы страховые компании могли больше снижать тарифы для хороших водителей и повышать стоимость полиса для автомобилистов с повышенным уровнем рисков, Банк России расширил границы тарифного коридора по ОСАГО. Указание Банка России зарегистрировано Минюстом за номером №66609 от 28.12.2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года.

Стоимость обязательного автострахования, как и прежде, определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от разных коэффициентов. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты будут использоваться для расчета с 2022 года.

Формулы расчета

При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.

В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2022 году, рассчитываются по следующей формуле:

Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).

Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.

Базовая ставка (ТБ)

Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).

До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора. В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.

Таблица базовых ставок

Базовый коэффициент ОСАГО на 2022 год приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.

Категория и тип ТС

Величина тарифа, руб. в год

Минимальная

Максимальная

Мопеды, квадроциклы и мотоциклы

438

2013

Легковые автомобили:

  • юридических лиц
  • физических лиц
  • такси

1152

2224

2014

4541

5980

12505

Автобусы:

  • с максимальным количеством пассажиров в пределах 16
  • с максимальным количеством пассажиров свыше 16
  • для регулярных маршрутных перевозок



1494

1867

3714



5415

6767

7762

Грузовые автомобили:

  • массой менее 16 тонн включительно;
  • массой свыше 16 тонн



1572

2367



7884

11871

Трамваи

1266

2 645

Троллейбусы

2 029

4242

Специальная техника – тракторы, дорожно-строительные самоходные машины (кроме ТС без колесных движителей)

610

2538

Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.

Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.

Коэффициент безаварийной езды (КБМ)

Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.

Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.

Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1,17. Минимальное значение показателя составляет 0,46, максимальное установлено на уровне 3,92.

В период с 01.04. 2021 г. по 31.06.2022г. КБМ устанавливается в соответствии со следующей таблицей:

Класс вождения на начало срока действия годовой страховки

КБМ

Класс вождения на конец срока действия полиса ОСАГО (в зависимости от числа попаданий в ДТП по вине водителя)

Количество страховых случаев за год

0

1

2

3

от 4

М (максимум)

3,92

0

M

M

M

M

0 (нулевой)

2,94

1

M

M

M

M

1 (первый)

2.25

2

M

M

M

M

2 (второй)

1,76

3

1

M

M

M

3 (третий)

1,17

4

1

M

M

M

4 (четвертый)

1,00

5

2

1

M

M

5 (пятый)

0,91

6

3

1

M

M

6 (шестой)

0,83

7

4

2

M

M

7 (седьмой)

0,78

8

4

2

M

M

8 (восьмой)

0,74

9

5

2

M

M

9 (девятый)

0,68

10

5

2

1

M

10 (десятый)

0,63

11

6

3

1

M

11 (одиннадцатый)

0,57

12

6

3

1

M

12 (двенадцатый)

0,52

13

6

3

1

M

13 (тринадцатый)

0,46

13

7

3

1

M

Коэффициент КБМ определяется в зависимости от количества произведенных страховщиками страховых возмещений при осуществлении обязательного страхования с 01 апреля предыдущего года по 31 марта, следующего за ним года, в соответствии со следующей таблицей:

№ п/п

КБМ на период КБМ

КБМ при отсутствии страховых возмещений на период КБМ

КБМ при одном возмещении на период КБМ

КБМ при 2-х возмещениях на период КБМ

КБМ при 3-х возмещениях на период КБМ

КБМ при более 3-х возмещениях на период КБМ

1

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

2

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

3

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

4

1,4

1,0

1,55

2,45

2,45

2,45

5

1

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

6

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

7

0,9

0,85

1

1,55

2,45

2,45

8

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

9

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

10

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

11

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

12

0,65

0,6

0,85

1

1,55

2,45

13

0,6

0,55

0,85

1

1,55

2,45

14

0,55

0,5

0,85

1

1,55

2,45

15

0,5

0,5

0,8

1

1,55

2,45

Соответствие коэффициента в зависимости от количества страховых возмещений, произведенных в предшествующие периоды, определенного на период с 01.04. 2021 г по 31.03.20022 г. по классу КБМ на 31.03. 2022 г.:

Класс КБМ на 31 марта 2022 года

Коэффициент КБМ на период КБМ с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года

1

М

2,45

2

0

2,3

3

1

1,55

4

2

1,4

5

3

1

6

4

0,95

7

5

0,9

8

6

0,85

9

7

0,8

10

8

0,75

11

9

0,7

12

10

0,65

13

11

0,6

14

12

0,55

15

13

0,5

Быстро определить значение собственного коэффициента бонус-малус далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более – для водителей с многолетним стажем. Поэтому для установления КБМ обычно используется сервис официального сайта РСА. Он представляет собой общефедеральную базу данных, в которой содержится информация по всем автовладельцам страны и эксплуатируемых ими автомобилях.

Чтобы узнать значение коэффициента, достаточно ввести следующие данные:

  • статус собственника (гражданин или организация);
  • особенности оформляемого полиса ОСАГО (количество водителей и т.д.);
  • ФИО водителя, для которого требуется определить КБМ;
  • дату его рождения;
  • реквизиты водительского удостоверения;
  • дата заключения страхового договора.

Если информация о водителе присутствует в базе данных, по указанным им реквизитам направляется значение интересующего коэффициента. В противном случае следует использовать КБМ для третьего класса вождения, равный 1.

Если водитель не согласен с полученными из базы данных РСА сведениями, требуется пройти процедуру восстановления коэффициента. Для этого необходимо обратиться с запросом в службу поддержки, предоставив документы, подтверждающие стаж безаварийной езды.

Коэффициент возраста/стажа (КВС)

Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно - практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.

Стаж/возраст, лет

16-21

22-24

25-29

30-34

35-39

40-49

50-59

Старше 59

До 1

2,27

1,88

1,72

1,56

1,54

1,50

1,46

1,43

1

1,92

1,72

1,60

1,50

1,47

1,44

1,40

1,36

2

1,84

1,71

1,54

1,48

1,46

1,43

1,39

1,35

3-4

1,65

1,13

1,09

1,05

1,00

0,96

0,93

0,91

5-6

1,62

1,10

1,08

1,04

0,97

0,95

0,92

0,90

7-9

-

1,09

1,07

1,01

0,95

0,94

0,91

0,89

10-14

-

-

1,02

0,97

0,94

0,93

0,90

0,88

Более 14

-

-

-

0,95

0,93

0,91

0,86

0,83

Территориальный коэффициент (КТ)

Этот показатель разработан для всех субъектов РФ. Более того, для большинства регионов введены отдельные коэффициенты для столицы и некоторых наиболее крупных населенных пунктов. Они учитывают риск интенсивность движения по дорогам, непосредственно влияющий на уровень аварийности.

Коэффициенты территориальности делятся на два типа. К первому относится автомобильный транспорт и мотоциклы (обозначается в таблице буквой «А»), ко второму – спецтехника (обозначается в таблице буквой «Т» - трактора). Ниже приводятся значения КТ для административных центров и остальных городов всех субъектов РФ. Данные для некоторых крупных городов в каждом из регионов нужно уточнять отдельно.

Регион РФ/населенный пункт

А

Т

Республика Адыгея

1,24

1,00

Горно-Алтайск

1,24

0,84

Остальной Алтай

0,76

0,60

Уфа

1,64

1,00

Остальной Башкортостан

1,00

0,84

Улан-Удэ

1,24

0,84

Остальная Республика Бурятия

0,76

0,70

Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

0,90

0,70

Остальной Дагестан

0,84

0,70

Назрань

0,76

0,70

Остальная Ингушетия

0,76

0,70

Нальчик, Прохладный

1,00

0,84

Остальная Кабардино-Балкария

0,82

0,70

Элиста

1,24

0,84

Остальная Калмыкия

0,76

0,7

Карачаево-Черкесская Республика

1,00

0,88

Петрозаводск

1,24

0,84

Остальная Карелия

0,84

0,6

Сыктывкар

1,48

1,00

Остальная Коми

1,00

0,84

Симферополь

0,76

0,76

Остальной Крым

0,68

0,68

Йошкар-Ола

1,32

0,84

Остальная Республика Марий Эл

0,76

0,60

Саранск

1,40

1,00

Остальная Мордовия

0,84

0,68

Якутск

1,16

0,76

Остальная Якутия

0,68

0,60

Владикавказ

1,00

0,88

Остальная Северной Осетия

0,88

0,70

Казань

1,80

1,16

Остальной Татарстан

1,08

0,84

Кызыл

0,76

0,70

Остальная Тыва

0,76

0,70

Ижевск

1,48

1,00

Остальная Удмуртия

0,84

0,60

Абакан, Саяногорск, Черногорск

1,00

0,84

Остальная Хакасия

0,76

0,70

Чеченская Республика

0,76

0,70

Чебоксары

1,56

1,00

Остальная Чувашия

0,88

0,70

Барнаул

1,56

1,00

Остальной Алтайский край

0,76

0,60

Чита

0,82

0,70

Остальной Забайкальский край

0,68

0,60

Петропавловск-Камчатский

1,24

1,00

Остальной Камчатский край

1,00

0,68

Краснодар

1,64

1,00

Остальной Краснодарский край

1,00

0,84

Красноярск

1,64

1,00

Остальной Красноярский край

0,92

0,60

Пермь

1,80

1,16

Остальной Пермский край

1,08

0,84

Владивосток

1,36

1,00

Остальной Приморский край

0,90

0,70

Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

1,16

0,84

Остальной Ставропольский край

0,76

0,60

Хабаровск

1,56

1,00

Остальной Хабаровский край

0,88

0,70

Благовещенск

1,48

0,92

Остальная Амурская область

1,00

0,68

Архангельск

1,64

1,00

Остальная Архангельская область

0,88

0,60

Астрахань

1,32

1,00

Остальная Астраханская область

0,84

0,60

Белгород

1,24

0,84

Остальная Белгородская область

0,84

0,60

Брянск

1,40

1,00

Остальная Брянская область

0,76

0,60

Владимир

1,48

1,00

Остальная Владимирская область

1,16

0,84

Волгоград

1,24

0,84

Остальная Волгоградская область

0,76

0,60

Вологда

1,56

1,00

Остальная Вологодская область

0,92

0,60

Воронеж

1,40

1,08

Остальная Воронежская область

0,84

0,68

Иваново

1,64

1,00

Остальная Ивановская область

0,92

0,60

Иркутск

1,56

1,00

Остальная Иркутская область

0,84

0,60

Калининград

1,08

0,84

Остальная Калининградская область

0,84

0,60

Калуга

1,16

0,84

Остальная Калужская область

0,92

0,60

Кемерово

1,72

1,00

Остальная Кемеровская область

1,08

0,84

Киров

1,32

1,00

Остальная Кировская область

0,84

0,60

Кострома

1,24

0,84

Остальная Костромская область

0,76

0,60

Курган

1,32

0,84

Остальная Курганская область

0,76

0,70

Курск

1,16

0,84

Остальная Курская область

0,76

0,60

Ленинградская область

1,24

0,84

Липецк

1,40

1,00

Остальная Липецкая область

0,84

0,60

Магадан

0,82

0,70

Остальная Магаданская область

0,76

0,70

Московская область

1,56

1,00

Мурманск

1,88

1,16

Остальная Мурманская область

1,16

1,00

Нижний Новгород

1,64

1,00

Остальная Нижегородская область

1,00

0,84

Великий Новгород

1,24

0,84

Остальная Новгородская область

0,92

0,60

Новосибирск

1,63

1,00

Остальная Новосибирская область

0,94

0,70

Омск

1,48

1,00

Остальная Омская область

0,92

0,60

Оренбург

1,56

1,00

Остальная Оренбургская область

0,84

0,60

Орел

1,16

0,84

Остальная Орловская область

0,76

0,60

Пенза

1,32

1,00

Остальная Пензенская область

0,76

0,60

Псков

1,16

0,84

Остальная Псковская область

0,76

0,60

Ростов-на-Дону

1,64

1,00

Остальная Ростовская область

0,84

0,60

Рязань

1,32

1,00

Остальная Рязанская область

0,92

0,60

Самара

1,48

1,00

Остальная Самарская область

0,92

0,60

Саратов

1,48

1,00

Остальная Саратовская область

0,76

0,60

Южно-Сахалинск

1,40

1,00

Остальная Сахалинская область

0,92

0,60

Екатеринбург

1,64

1,00

Остальная Свердловская область

1,00

0,84

Смоленск

1,16

0,84

Остальная Смоленская область

0,76

0,6

Тамбов

1,16

0,84

Остальная Тамбовская область

0,84

0,60

Тверь

1,40

1,00

Остальная Тверская область

0,84

0,60

Томск

1,48

1,00

Остальная Томская область

0,92

0,60

Тула

1,40

1,00

Остальная Тульская область

0,92

0,60

Тюмень

1,80

1,16

Остальная Тюменская область

1,08

0,84

Ульяновск

1,40

1,08

Остальная Ульяновская область

0,92

0,68

Челябинск

1,88

1,24

Остальная Челябинская область

1,00

0,84

Ярославль

1,40

1,00

Остальная Ярославская область

0,92

0,60

Москва

1,8

1,16

Санкт-Петербург

1,64

1,00

Севастополь

0,76

0,76

Биробиджан

0,76

0,70

Остальная Еврейская автономная область

0,76

0,70

Ненецкий автономный округ

0,84

0,60

Ханты-Мансийск

1,40

1,00

Остальной ХМАО

1,08

0,84

Чукотский АО

0,76

0,70

Ямало-Ненецкий АО

1,08

0,84

Байконур

0,76

0,70

Новороссийск

1.8

1

Коэффициент мощности (КМ)

Определяется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, выраженной в количестве лошадиных сил. Значение КМ показано в таблице.

Мощность в л. с.

КМ

До 50

0,6

51-70

1,0

71-100

1,1

101-120

1,2

121-150

1,4

От 151

1,6

Если показатель мощности выражен в кВт, необходимо использовать следующее соотношение: 1 кВт равняется 1,35962 лошадиных силы. Таким образом, удается получить значение коэффициента посредством простого пересчета.

Коэффициент ограничения кол-ва водителей (КО)

Учитывает формат страховки. Если количество водителей не ограничено, значение КО равняется для физических лиц – 2,32, для юридических лиц 1,97. В противном случае коэффициент устанавливается на уровне 1 и не влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО.

Коэффициент сезонности (КС)

Определяется в зависимости от продолжительности оформляемой страховки. Если срок действия полиса 9 месяцев или дольше, КС равняется 1. В остальных случаях в формулу расчета подставляется следующее значение коэффициента:

  • 0,95 – от 8 до 9 месяцев;
  • 0,9 – от 7 до 8 месяцев;
  • 0,8 – от 6 до 7 месяцев;
  • 0,7 – от 5 до 6 месяцев;
  • 0,65 – от 4 до 5 месяцев;
  • 0,6 – от 3 до 4 месяцев;
  • 0,5 – 3 месяца.

Коэффициент длительности страховки для зарубежных граждан (КП)

Заменяет КС в том случае, если речь идет о транспортных средствах, зарегистрированных на территории иностранного государства. Значение КП аналогично указанному выше коэффициенту сезонности с добавлением временных промежутков:

  • при оформлении страховки продолжительностью от 5 до 15 суток – КП равен 0,2;
  • от 16 дней до месяца – 0,3;
  • от месяца до двух – 0,4;
  • до 3 месяцев – 0,5;
  • до 4 месяцев – 0,6;
  • до 5 месяцев – 0,65;
  • до 6 месяцев – 0,7;
  • до 7 месяцев – 0,8;
  • до 8 месяцев – 0,9;
  • до 9 месяцев – 0,95;
  • 10 месяцев и более – 1,00.

Расчет ОСАГО с учетом всех коэффициентов

Приведенная выше информация позволит рассчитать цену страховки любого формата, например, с неограниченным количеством водителей, в Москве, для легкового автомобиля и т.д. Для этого достаточно узнать базовый тариф и подставить значения всех необходимых коэффициентов.

Но совсем необязательно заниматься расчетами самостоятельно. Проще и быстрее направить запросы непосредственно автостраховщикам, работающим в регионе. Альтернативный вариант – воспользоваться одним из специализированных онлайн-сервисов, предлагающих возможность подобрать оптимальный вариант обязательной страховки ОСАГО.

Отмененные коэффициенты

До сентября 2020 года в расчете цены ОСАГО использовались еще два коэффициента, которые сегодня отменены. Первый – это КПр, который применялся для увеличения стоимости страховки при использовании прицепа. Второй – КН или коэффициент нарушений. Он учитывал количество серьезных проступков при вождении транспортного средства в прошлом.

Ответы на вопросы

Что влияет на стоимость ОСАГО?

На итоговую цену полиса влияет множество факторов, начиная с базового тарифа, границы которого определяет государство, и заканчивая стажем безаварийной езды или регионом регистрации транспортного средства.

Имеет ли страховая компания право самостоятельно определять цену обязательной автостраховки?

Автостраховщикам предоставлено право определять размер базового тарифа ОСАГО в пределах коридора, установленного регулятором. Поэтому стоимость страховки в разных компаниях несколько варьируется.

Как рассчитать цену ОСАГО самостоятельно?

Для этого необходимо узнать базовый тариф, после чего перемножить его на шесть коэффициентов. Но совсем необязательно заниматься вычислениями самому. Намного проще отправить запросы в работающие в регионе страховые компании, а затем выбрать оптимальный вариант.

Подведем итоги

Стоимость полиса ОСАГО учитывает несколько факторов. Помимо установленного государством тарифного коридора, к ним относятся: мощность и тип ТС, возраст и стаж вождения, формат страховки, регион регистрации машины и т.д. Самостоятельно рассчитать цену обязательного автострахования достаточно сложно, но знание правил определения позволяет лучше оценить предложения разных страховых компаний.