Для того, чтобы страховые компании могли больше снижать тарифы для хороших водителей и повышать стоимость полиса для автомобилистов с повышенным уровнем рисков, Банк России устанавливает границы тарифного коридора по ОСАГО. Указание Банка России зарегистрировано Минюстом за номером №66609 от 28.12.2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, за исключением положений о КБМ, которые начнут действовать с 1 апреля 2022 года.
Стоимость обязательного автострахования, как и прежде, определяется на основании сложных формул. Итоговая цена полиса ОСАГО зависит от разных коэффициентов. Знание основных принципов расчета позволит подобрать оптимальный вариант страхования и даже сэкономить при оформлении страховки.
Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть, от чего зависит стоимость ОСАГО и какие именно коэффициенты будут использоваться для расчета с 2024 года.
При ответе на вопрос, от чего зависит стоимость страховки на автомобиль, необходимо учитывать тот факт, что каждая страховая компания разрабатывает собственные правила расчета. При этом государство регламентирует пороговые тарифы ОСАГО (другое частое название – тарифный коридор), то есть нижнее и верхнее значение цены страховки. Другими словами, автономность автостраховщиков жестко ограничена и контролируется регулятором рынка в лице Центробанка России.
В общем случае новые тарифы ОСАГО, действующие в 2024 году, рассчитываются по следующей формуле:
Итоговая стоимость = Базовый тариф ОСАГО * КБМ * КВС * КТ * КМ * КО * КС (или КП).
Все составные элементы расчета подробно рассматриваются ниже. Здесь же необходимо отметить следующее. По сути, цена страховки определяется последовательным умножением базы на понижающий/повышающий коэффициент ОСАГО. И если подобные коэффициенты четко определяются таблицами, то исходный тариф варьируется, причем в достаточно серьезных границах. Как было отмечено, их определяет регулятор. Именно это становится причиной разницы в итоговой стоимости полиса обязательного автострахования.
Основой для расчета цены страховки становится базовая ставка ОСАГО. Она определяется в зависимости от двух факторов. Первый – категория и тип транспортного средства, второй – статус его владельца (гражданин или организация).
До 2015 года ТБ устанавливалась централизованно, что вело к единой для всех участников рынка стоимости полиса для одинаковых автомобилей. Но затем в правила автострахования были внесены изменения, которые позволили устанавливать базовый тариф в рамках определенного коридора.
В результате предложения разных страховых компаний стали достаточно заметно различаться.
Базовый коэффициент ОСАГО на 2024 год приводится в таблице. Важно отметить, что автостраховщики обычно не раскрывают, какое именно значение они используются для расчета. Клиентам доводится только итоговая цифра стоимости страховки.
N п/п | Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства | Базовая ставка страхового тарифа (рублей) | |
минимальное значение ТБ | максимальное значение ТБ | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категорий "A", "M") <1> юридических и физических лиц | 324 | 2 536 |
2 | Транспортные средства категорий "B", "BE" <1> | ||
2.1 | юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) | 852 | 5 722 |
2.2 | физических лиц (в том числе транспортные средства, используемые для бытовых и семейных нужд), индивидуальных предпринимателей | 1 646 | 7 535 |
2.3 | используемые в качестве такси | 1 490 | 15 756 |
3 | Транспортные средства категорий "C" и "CE" <1> юридических и физических лиц | ||
3.1 | с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 1 163 | 9 934 |
3.2 | с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 1 752 | 14 957 |
4 | Транспортные средства категорий "D" и "DE" <1> юридических и физических лиц | ||
4.1 | транспортные средства подкатегории "D1" <1> | 1 106 | 6 823 |
4.2 | транспортные средства категорий "D" и "DE", за исключением транспортных средств подкатегории "D1" <1> | 1 382 | 8 526 |
4.3 | используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 053 | 9 144 |
5 | Троллейбусы (транспортные средства категории "Tb") <1> | 1 668 | 4 997 |
6 | Трамваи (транспортные средства категории "Tm") <1> | 1 041 | 3 116 |
7 | Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники <2> | 451 | 3 198 |
Практика показывает, что при определении базовой ставки тарифа обязательного страхования автостраховщики учитывают не только категорию ТС, но и регион оформления полиса. Это объясняется как разными финансовыми возможностями владельцев транспортных средств, так и политикой каждой отдельной страховой компании.
Последняя зависит от желания увеличить долю на рынке определенного субъекта РФ и расширить клиентскую базу.
Потенциальная вероятность наступления страхового случая в значительной степени зависит от того, насколько аккуратно водитель управляет транспортным средством. Чтобы учесть подобные риски и стимулировать безопасный стиль вождения, введен специальный коэффициент безаварийной езды под названием бонус-малус.
Каждый год управления автомобилем без попадания в ДТП позволяет сократить стоимость страховки ОСАГО на 5%. Важно учесть, что речь идет об аварийных ситуациях с доказанной виной водителя, оформляющего полис, и повлекших собой выплату компенсации.
Значение КБМ определяется на основании таблицы, в соответствии с которой автовладельцу ежегодно присваивается класс вождения. По завершении 12 месяцев он пересматривается с учетом количества произошедших за это время страховых случаев. Изначально коэффициент равняется 1,17. Минимальное значение показателя составляет 0,46, максимальное установлено на уровне 3,92.
В период с 01.04. 2024 г. по 31.03.2025г. КБМ устанавливается в соответствии со следующей таблицей:
Класс | КБМ | Подорожание Скидка (%) | Количество страховых случаев, которые произошли в предыдущем периоде действия страховки | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | |||||||
М | 3,92 | 235 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,94 | 151,3 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2,25 | 92,3 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 50,4 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | отсутствует | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 14,5 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 22,2 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 29 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 33 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 36,7 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 41,9 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 46 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 51,3 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 55,5 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 60,7 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Быстро определить значение собственного коэффициента бонус-малус далеко не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более – для водителей с многолетним стажем. Поэтому для установления КБМ обычно используется сервис официального сайта РСА (НСИС с 01.10.24). Он представляет собой общефедеральную базу данных, в которой содержится информация по всем автовладельцам страны и эксплуатируемых ими автомобилях.
Чтобы узнать значение коэффициента, достаточно ввести следующие данные:
Если информация о водителе присутствует в базе данных, по указанным им реквизитам направляется значение интересующего коэффициента. В противном случае следует использовать КБМ для третьего класса вождения, равный 1,17.
Если водитель не согласен с полученными из базы данных РСА (НСИС с 01.10.24) сведениями, требуется пройти процедуру восстановления коэффициента. Для этого необходимо обратиться с запросом в службу поддержки страховой компании, предоставив документы, подтверждающие стаж безаварийной езды.
Аббревиатура КВС обозначает коэффициент к базовой ставке ОСАГО, учитывающий возраст и стаж вождения автовладельца. Таким образом в расчет вносится поправка на опыт конкретного водителя или нескольких водителей, указанных в договоре обязательного автострахования. Важно обратиться внимание, что для молодых людей, не имеющих стажа, коэффициент становится повышающим. В результате стоимости полиса существенно - практически в два раза – возрастает. Значения КВС, которые необходимо использовать при расчете цены ОСАГО, приводятся в таблице.
Возраст | Стаж и коэффициент | |||||||
0 | 1 | 2 | 3−4 | 5−6 | 7−9 | 10−14 | От 14 | |
16−21 | 2,27 | 1,92 | 1,84 | 1,65 | 1,62 | X | X | X |
22−24 | 1,88 | 1,72 | 1,71 | 1,13 | 1,10 | 1,09 | X | X |
25−29 | 1,72 | 1,60 | 1,54 | 1,09 | 1,08 | 1,07 | 1,02 | X |
30−34 | 1,56 | 1,50 | 1,48 | 1,05 | 1,04 | 1,01 | 0,97 | 0,95 |
35−39 | 1,54 | 1,47 | 1,46 | 1,00 | 0,97 | 0,95 | 0,94 | 0,93 |
40−49 | 1,50 | 1,44 | 1,43 | 0,96 | 0,95 | 0,94 | 0,93 | 0,91 |
50−59 | 1,46 | 1,40 | 1,39 | 0,93 | 0,92 | 0,91 | 0,90 | 0,86 |
От 59 | 1,43 | 1,36 | 1,35 | 0,91 | 0,90 | 0,89 | 0,88 | 0,83 |
Этот показатель разработан для всех субъектов РФ. Более того, для большинства регионов введены отдельные коэффициенты для столицы и некоторых наиболее крупных населенных пунктов. Они учитывают риск интенсивность движения по дорогам, непосредственно влияющий на уровень аварийности.
Коэффициенты территориальности делятся на два типа. К первому относится автомобильный транспорт и мотоциклы (обозначается в таблице буквой «А»), ко второму – спецтехника (обозначается в таблице буквой «Т» - трактора). Ниже приводятся значения КТ для административных центров и остальных городов всех субъектов РФ.
Данные для некоторых крупных городов в каждом из регионов нужно уточнять отдельно.
N п/п | Территория преимущественного использования транспортного средства | Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением указанных в строке 7 приложения 1 к настоящему Указанию | Коэффициент КТ для транспортных средств, указанных в строке 7 приложения 1 к настоящему Указанию |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Республика Адыгея (Адыгея) | 1,24 | 1 |
2 | Республика Алтай | ||
2.1 | Горно-Алтайск | 1,24 | 0,84 |
2.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
3 | Республика Башкортостан | ||
3.1 | Благовещенск, Октябрьский | 1,16 | 0,84 |
3.2 | Ишимбай, Кумертау, Салават | 1,08 | 0,84 |
3.3 | Стерлитамак, Туймазы | 1,24 | 0,84 |
3.4 | Уфа | 1,64 | 1 |
3.5 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
4 | Республика Бурятия | ||
4.1 | Улан-Удэ | 1,24 | 0,84 |
4.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,7 |
5 | Республика Дагестан | ||
5.1 | Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт | 0,96 | 0,76 |
5.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,9 | 0,76 |
6 | Республика Ингушетия | ||
6.1 | Малгобек | 0,94 | 0,76 |
6.2 | Назрань | 0,82 | 0,76 |
6.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,82 | 0,76 |
7 | Кабардино-Балкарская Республика | ||
7.1 | Нальчик, Прохладный | 1 | 0,84 |
7.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,88 | 0,76 |
8 | Республика Калмыкия | ||
8.1 | Элиста | 1,24 | 0,84 |
8.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,82 | 0,76 |
9 | Карачаево-Черкесская Республика | 1 | 0,88 |
10 | Республика Карелия | ||
10.1 | Петрозаводск | 1,24 | 0,84 |
10.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
11 | Республика Коми | ||
11.1 | Сыктывкар | 1,48 | 1 |
11.2 | Ухта | 1,24 | 0,84 |
11.3 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
12 | Республика Крым | ||
12.1 | Симферополь | 0,76 | 0,76 |
12.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,68 | 0,68 |
13 | Республика Марий Эл | ||
13.1 | Волжск | 1 | 0,84 |
13.2 | Йошкар-Ола | 1,32 | 0,84 |
13.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
14 | Республика Мордовия | ||
14.1 | Рузаевка | 1,16 | 1 |
14.2 | Саранск | 1,4 | 1 |
14.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,68 |
15 | Республика Саха (Якутия) | ||
15.1 | Нерюнгри | 0,84 | 0,6 |
15.2 | Якутск | 1,16 | 0,76 |
15.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,68 | 0,6 |
16 | Республика Северная Осетия - Алания | ||
16.1 | Владикавказ | 1 | 0,88 |
16.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,94 | 0,76 |
17 | Республика Татарстан (Татарстан) | ||
17.1 | Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск | 1,24 | 0,84 |
17.2 | Бугульма, Лениногорск, Чистополь | 1 | 0,84 |
17.3 | Елабуга | 1,16 | 0,84 |
17.4 | Казань | 1,8 | 1,16 |
17.5 | Набережные Челны | 1,56 | 1 |
17.6 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
18 | Республика Тыва | ||
18.1 | Кызыл | 0,82 | 0,76 |
18.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,82 | 0,76 |
19 | Удмуртская Республика | ||
19.1 | Воткинск | 1,08 | 0,84 |
19.2 | Глазов, Сарапул | 1 | 0,84 |
19.3 | Ижевск | 1,48 | 1 |
19.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
20 | Республика Хакасия | ||
20.1 | Абакан, Саяногорск, Черногорск | 1 | 0,84 |
20.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,82 | 0,76 |
21 | Чеченская Республика | 0,82 | 0,76 |
22 | Чувашская Республика - Чувашия | ||
22.1 | Канаш | 1,08 | 0,84 |
22.2 | Новочебоксарск | 1,16 | 0,84 |
22.3 | Чебоксары | 1,56 | 1 |
22.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,88 | 0,7 |
23 | Алтайский край | ||
23.1 | Барнаул | 1,56 | 1 |
23.2 | Бийск | 1,16 | 0,84 |
23.3 | Заринск, Новоалтайск, Рубцовск | 1,08 | 0,84 |
23.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
24 | Забайкальский край | ||
24.1 | Краснокаменск | 0,82 | 0,76 |
24.2 | Чита | 0,82 | 0,7 |
24.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,68 | 0,6 |
25 | Камчатский край | ||
25.1 | Петропавловск-Камчатский | 1,24 | 1 |
25.2 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,68 |
26 | Краснодарский край | ||
26.1 | Анапа, Геленджик | 1,24 | 0,84 |
26.2 | Армавир, Сочи, Туапсе | 1,16 | 0,84 |
26.3 | Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк | 1,08 | 0,84 |
26.4 | Краснодар, Новороссийск | 1,64 | 1 |
26.5 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
27 | Красноярский край | ||
27.1 | Ачинск, Зеленогорск | 1,08 | 0,84 |
27.2 | Железногорск, Норильск | 1,24 | 0,84 |
27.3 | Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово | 1 | 0,84 |
27.4 | Красноярск | 1,64 | 1 |
27.5 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
28 | Пермский край | ||
28.1 | Березники, Краснокамск | 1,24 | 0,84 |
28.2 | Лысьва, Чайковский | 1 | 0,84 |
28.3 | Пермь | 1,8 | 1,16 |
28.4 | Соликамск | 1,16 | 0,84 |
28.5 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
29 | Приморский край | ||
29.1 | Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск | 1 | 0,88 |
29.2 | Владивосток | 1,36 | 1 |
29.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,96 | 0,76 |
30 | Ставропольский край | ||
30.1 | Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск | 1 | 0,84 |
30.2 | Кисловодск, Михайловск, Ставрополь | 1,16 | 0,84 |
30.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
31 | Хабаровский край | ||
31.1 | Амурск | 1 | 0,84 |
31.2 | Комсомольск-на-Амуре | 1,27 | 0,88 |
31.3 | Хабаровск | 1,56 | 1 |
31.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,88 | 0,7 |
32 | Амурская область | ||
32.1 | Белогорск, Свободный | 1,08 | 0,92 |
32.2 | Благовещенск | 1,48 | 0,92 |
32.3 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,68 |
33 | Архангельская область | ||
33.1 | Архангельск | 1,64 | 1 |
33.2 | Котлас | 1,48 | 1 |
33.3 | Северодвинск | 1,56 | 1 |
33.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,88 | 0,6 |
34 | Астраханская область | ||
34.1 | Астрахань | 1,32 | 1 |
34.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
35 | Белгородская область | ||
35.1 | Белгород | 1,24 | 0,84 |
35.2 | Губкин, Старый Оскол | 1 | 0,88 |
35.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
36 | Брянская область | ||
36.1 | Брянск | 1,4 | 1 |
36.2 | Клинцы | 1 | 0,84 |
36.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
37 | Владимирская область | ||
37.1 | Владимир | 1,48 | 1 |
37.2 | Гусь-Хрустальный | 1,08 | 0,84 |
37.3 | Муром | 1,16 | 0,84 |
37.4 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
38 | Волгоградская область | ||
38.1 | Волгоград | 1,24 | 0,84 |
38.2 | Волжский | 1,08 | 0,84 |
38.3 | Камышин, Михайловка | 1 | 0,84 |
38.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
39 | Вологодская область | ||
39.1 | Вологда | 1,56 | 1 |
39.2 | Череповец | 1,64 | 1 |
39.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
40 | Воронежская область | ||
40.1 | Борисоглебск, Лиски, Россошь | 1,08 | 0,92 |
40.2 | Воронеж | 1,4 | 1,08 |
40.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,68 |
41 | Ивановская область | ||
41.1 | Иваново | 1,64 | 1 |
41.2 | Кинешма | 1,08 | 0,84 |
41.3 | Шуя | 1 | 0,84 |
41.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
42 | Иркутская область | ||
42.1 | Ангарск | 1,16 | 0,84 |
42.2 | Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово | 1 | 0,84 |
42.3 | Иркутск | 1,56 | 1 |
42.4 | Усолье-Сибирское | 1,08 | 0,84 |
42.5 | Шелехов | 1,24 | 0,84 |
42.6 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
43 | Калининградская область | ||
43.1 | Калининград | 1,08 | 0,84 |
43.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
44 | Калужская область | ||
44.1 | Калуга | 1,16 | 0,84 |
44.2 | Обнинск | 1,24 | 0,84 |
44.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
45 | Кемеровская область - Кузбасс | ||
45.1 | Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга | 1,16 | 0,84 |
45.2 | Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск | 1,24 | 0,84 |
45.3 | Кемерово | 1,72 | 1 |
45.4 | Новокузнецк | 1,64 | 1 |
45.5 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
46 | Кировская область | ||
46.1 | Киров | 1,32 | 1 |
46.2 | Кирово-Чепецк | 1,16 | 0,84 |
46.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
47 | Костромская область | ||
47.1 | Кострома | 1,24 | 0,84 |
47.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
48 | Курганская область | ||
48.1 | Курган | 1,32 | 0,84 |
48.2 | Шадринск | 1,08 | 0,84 |
48.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,7 |
49 | Курская область | ||
49.1 | Железногорск | 1 | 0,84 |
49.2 | Курск | 1,16 | 0,84 |
49.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
50 | Ленинградская область | 1,24 | 0,84 |
51 | Липецкая область | ||
51.1 | Елец | 1 | 0,84 |
51.2 | Липецк | 1,4 | 1 |
51.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
52 | Магаданская область | ||
52.1 | Магадан | 0,82 | 0,7 |
52.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,7 |
53 | Московская область | 1,56 | 1 |
54 | Мурманская область | ||
54.1 | Апатиты, Мончегорск | 1,24 | 1 |
54.2 | Мурманск | 1,88 | 1,16 |
54.3 | Североморск | 1,48 | 1 |
54.4 | Прочие города и населенные пункты | 1,16 | 1 |
55 | Нижегородская область | ||
55.1 | Арзамас, Выкса, Саров | 1,08 | 0,84 |
55.2 | Балахна, Бор, Дзержинск | 1,24 | 0,84 |
55.3 | Кстово | 1,16 | 0,84 |
55.4 | Нижний Новгород | 1,64 | 1 |
55.5 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
56 | Новгородская область | ||
56.1 | Боровичи | 1 | 0,84 |
56.2 | Великий Новгород | 1,24 | 0,84 |
56.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
57 | Новосибирская область | ||
57.1 | Бердск | 1,24 | 0,84 |
57.2 | Искитим | 1,16 | 0,84 |
57.3 | Куйбышев | 1 | 0,84 |
57.4 | Новосибирск | 1,63 | 1 |
57.5 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,76 |
58 | Омская область | ||
58.1 | Омск | 1,48 | 1 |
58.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
59 | Оренбургская область | ||
59.1 | Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк | 1 | 0,84 |
59.2 | Оренбург | 1,56 | 1 |
59.3 | Орск | 1,08 | 0,84 |
59.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
60 | Орловская область | ||
60.1 | Ливны, Мценск | 1 | 0,84 |
60.2 | Орел | 1,16 | 0,84 |
60.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
61 | Пензенская область | ||
61.1 | Заречный | 1,16 | 0,84 |
61.2 | Кузнецк | 1 | 0,84 |
61.3 | Пенза | 1,32 | 1 |
61.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
62 | Псковская область | ||
62.1 | Великие Луки | 1 | 0,84 |
62.2 | Псков | 1,16 | 0,84 |
62.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
63 | Ростовская область | ||
63.1 | Азов | 1,16 | 0,84 |
63.2 | Батайск | 1,24 | 0,84 |
63.3 | Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог | 1 | 0,84 |
63.4 | Ростов-на-Дону | 1,64 | 1 |
63.5 | Шахты | 1,08 | 0,84 |
63.6 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
64 | Рязанская область | ||
64.1 | Рязань | 1,32 | 1 |
64.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
65 | Самарская область | ||
65.1 | Новокуйбышевск, Сызрань | 1,08 | 0,84 |
65.2 | Самара | 1,48 | 1 |
65.3 | Тольятти | 1,4 | 1 |
65.4 | Чапаевск | 1,16 | 0,84 |
65.5 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
66 | Саратовская область | ||
66.1 | Балаково, Балашов, Вольск | 1 | 0,84 |
66.2 | Саратов | 1,48 | 1 |
66.3 | Энгельс | 1,16 | 0,84 |
66.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
67 | Сахалинская область | ||
67.1 | Южно-Сахалинск | 1,4 | 1 |
67.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
68 | Свердловская область | ||
68.1 | Асбест, Ревда | 1,08 | 0,84 |
68.2 | Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск | 1,24 | 0,84 |
68.3 | Верхняя Салда, Полевской | 1,16 | 0,84 |
68.4 | Екатеринбург | 1,64 | 1 |
68.5 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
69 | Смоленская область | ||
69.1 | Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево | 1 | 0,84 |
69.2 | Смоленск | 1,16 | 0,84 |
69.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,76 | 0,6 |
70 | Тамбовская область | ||
70.1 | Мичуринск | 1 | 0,84 |
70.2 | Тамбов | 1,16 | 0,84 |
70.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
71 | Тверская область | ||
71.1 | Вышний Волочек, Кимры, Ржев | 1 | 0,84 |
71.2 | Тверь | 1,4 | 1 |
71.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,84 | 0,6 |
72 | Томская область | ||
72.1 | Северск | 1,16 | 0,84 |
72.2 | Томск | 1,48 | 1 |
72.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
73 | Тульская область | ||
73.1 | Алексин, Ефремов, Новомосковск | 1 | 0,84 |
73.2 | Тула | 1,4 | 1 |
73.3 | Узловая, Щекино | 1,16 | 0,84 |
73.4 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
74 | Тюменская область | ||
74.1 | Тобольск | 1,24 | 0,84 |
74.2 | Тюмень | 1,8 | 1,16 |
74.3 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
75 | Ульяновская область | ||
75.1 | Димитровград | 1,16 | 0,92 |
75.2 | Ульяновск | 1,4 | 1,08 |
75.3 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,68 |
76 | Челябинская область | ||
76.1 | Златоуст, Миасс | 1,32 | 0,84 |
76.2 | Копейск | 1,48 | 1 |
76.3 | Магнитогорск | 1,64 | 1 |
76.4 | Сатка, Чебаркуль | 1,16 | 0,84 |
76.5 | Челябинск | 1,88 | 1,24 |
76.6 | Прочие города и населенные пункты | 1 | 0,84 |
77 | Ярославская область | ||
77.1 | Ярославль | 1,4 | 1 |
77.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,92 | 0,6 |
78 | Москва | 1,8 | 1,16 |
79 | Санкт-Петербург | 1,64 | 1 |
80 | Севастополь | 0,82 | 0,82 |
81 | Еврейская автономная область | ||
81.1 | Биробиджан | 0,82 | 0,76 |
81.2 | Прочие города и населенные пункты | 0,82 | 0,76 |
82 | Ненецкий автономный округ | 0,84 | 0,6 |
83 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | ||
83.1 | Когалым | 1 | 0,84 |
83.2 | Нефтеюганск, Нягань | 1,24 | 0,84 |
83.3 | Сургут | 1,8 | 1,16 |
83.4 | Нижневартовск | 1,64 | 1 |
83.5 | Ханты-Мансийск | 1,4 | 1 |
83.6 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
84 | Чукотский автономный округ | 0,76 | 0,7 |
85 | Ямало-Ненецкий автономный округ | ||
85.1 | Новый Уренгой | 1 | 0,84 |
85.2 | Ноябрьск | 1,56 | 1 |
85.3 | Прочие города и населенные пункты | 1,08 | 0,84 |
86 | Байконур | 0,82 | 0,76 |
87 | Донецкая Народная Республика | 0,68 | 0,68 |
88 | Луганская Народная Республика | 0,68 | 0,68 |
89 | Херсонская область | 0,68 | 0,68 |
90 | Запорожская область | 0,68 | 0,68 |
Определяется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, выраженной в количестве лошадиных сил. Значение КМ показано в таблице.
№ п/п | Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
1 | 2 | 3 |
1 | До 50 включительно | 0,6 |
2 | Свыше 50 до 70 включительно | 1 |
3 | Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
4 | Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
5 | Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
6 | Свыше 150 | 1,6 |
Если показатель мощности выражен в кВт, необходимо использовать следующее соотношение: 1 кВт равняется 1,35962 лошадиных силы.
Таким образом, удается получить значение коэффициента посредством простого пересчета.
Учитывает формат страховки.
N п/п | Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо | Коэффициент КО |
1 | 2 | 3 |
1 | Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 1 |
2 | Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством | 2,32 - для физических лиц; 1,97 - для юридических лиц |
Определяется в зависимости от продолжительности оформляемой страховки в соответствии с таблицей:
№ п/п | Период использования транспортного средства | Коэффициент |
1 | 2 | 3 |
1 | 3 месяца | 0,5 |
2 | 4 месяца | 0,6 |
3 | 5 месяцев | 0,65 |
4 | 6 месяцев | 0,7 |
5 | 7 месяцев | 0,8 |
6 | 8 месяцев | 0,9 |
7 | 9 месяцев | 0,95 |
8 | 10 месяцев и более | 1 |
Заменяет КС в том случае, если речь идет о транспортных средствах, зарегистрированных на территории иностранного государства. Значение КП аналогично указанному выше коэффициенту сезонности с добавлением временных промежутков:
№ п/п | Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации | Коэффициент |
1 | 2 | 3 |
1 | От 5 до 15 дней | 0,2 |
2 | От 16 дней до 1 месяца | 0,3 |
3 | 2 месяца | 0,4 |
4 | 3 месяца | 0,5 |
5 | 4 месяца | 0,6 |
6 | 5 месяцев | 0,65 |
7 | 6 месяцев | 0,7 |
8 | 7 месяцев | 0,8 |
9 | 8 месяцев | 0,9 |
10 | 9 месяцев | 0,95 |
11 | 10 месяцев и более | 1 |
Приведенная выше информация позволит рассчитать цену страховки любого формата, например, с неограниченным количеством водителей, в Москве, для легкового автомобиля и т.д.
Для этого достаточно узнать базовый тариф и подставить значения всех необходимых коэффициентов.
Но совсем необязательно заниматься расчетами самостоятельно. Проще и быстрее направить запросы непосредственно автостраховщикам, работающим в регионе. Альтернативный вариант – воспользоваться одним из специализированных онлайн-сервисов, предлагающих возможность подобрать оптимальный вариант обязательной страховки ОСАГО.
До сентября 2020 года в расчете цены ОСАГО использовались еще два коэффициента, которые сегодня отменены. Первый – это КПр, который применялся для увеличения стоимости страховки при использовании прицепа. Второй – КН или коэффициент нарушений.
Он учитывал количество серьезных проступков при вождении транспортного средства в прошлом.
На итоговую цену полиса влияет множество факторов, начиная с базового тарифа, границы которого определяет государство, и заканчивая стажем безаварийной езды или регионом регистрации транспортного средства.
Автостраховщикам предоставлено право определять размер базового тарифа ОСАГО в пределах коридора, установленного регулятором. Поэтому стоимость страховки в разных компаниях несколько варьируется.
Для этого необходимо узнать базовый тариф, после чего перемножить его на шесть коэффициентов. Но совсем необязательно заниматься вычислениями самому. Намного проще отправить запросы в работающие в регионе страховые компании, а затем выбрать оптимальный вариант.
Стоимость полиса ОСАГО учитывает несколько факторов.
Помимо установленного государством тарифного коридора, к ним относятся: мощность и тип ТС, возраст и стаж вождения, формат страховки, регион регистрации машины и т.д.
Самостоятельно рассчитать цену обязательного автострахования достаточно сложно, но знание правил определения позволяет лучше оценить предложения разных страховых компаний.