
У нас полная семья: я, супруг и дочка 4х лет. Супруг работает официально и получается минималку. Дочка ходит в детский сад почти два года и очень часто болеет. По причине частых больничных мне пришлось уволиться с официального места работы год назад. По два раза в месяц стабильно дочка сидит на больничном. Каждый раз срок больничного от 2х до 4х недель. При таких условиях никакой работодатель не хочет брать на работу сотрудника. По этой же причине я до сих пор не трудоустроена. Хочу еще отметить, что мы проживаем в небольшом поселке, где не много рабочих мест. Имею ли я право в такой ситуации получать единое пособие? Считаю отсутствие трудоустройства, в моем случае, обоснованным.
Уже месяц являюсь безработной, хочу оформиться и получать выплаты от государства, но через время хочу подать на контракт на открытие бизнеса. Можно ли так? Не откажут ли по причине, что я получала пособия по безработице?
Ответ эксперта
руководитель аналитического центра брокера Mind Money (ex «Церих»)
В последнее время рост цен на бензин и дизельное топливо в России значительно опережает уровень инфляции. В сентябре Росстат зафиксировал максимальную цену на АИ-92 с осени прошлого года. Есть несколько причин, по которым цена топлива сейчас растёт: проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), увеличение внутреннего потребления и геополитика.
Сложная ситуация на НПЗ является одной из ключевых причин. Плановые ремонтные работы стали более продолжительными и непредсказуемыми. Санкции привели к дефициту ряда комплектующих, таких как катализаторы, которые необходимы для производства топлива по стандартам Евро-5. Россия обеспечивает себя катализаторами лишь на 60–75% от внутренней потребности, а поставки некоторых критических видов полностью прекратились. В результате производственные мощности НПЗ падают на 5–10%, что снижает объёмы выпуска топлива.
Кроме производственных ограничений, на рынок оказывает давление растущий спрос. В 2024 году автомобильный трафик на популярных трассах, таких как М4 «Дон», увеличился на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в пиковые дни в августе достигал 100 тысяч машин в сутки (по данным «Автодора»). Также возрастает потребление в сельском хозяйстве, где расширяются объёмы работ.
Ситуация усугубляется изменениями в логистических цепочках: до 2022 года Россия отправляла около 30% своей нефти в Европу, но после введения санкций этот показатель упал до 2%. В результате появились сбои в поставках, и, хотя ранее экспорт и импорт поддерживали стабильность, теперь склады часто затовариваются одними нефтепродуктами, что нарушает баланс и снижает эффективность НПЗ.
В ближайшее время дефицит на рынке сохранится, и, по моим оценкам, эта ситуация продлится как минимум до следующего лета. С окончанием сезона отпусков и завершением полевых работ в сельском хозяйстве возможно некоторое замедление роста цен, однако вряд ли удастся избежать их дальнейшего повышения в пределах инфляции.
В долгосрочной перспективе предприятия продолжают искать новых поставщиков оборудования, и Китай уже играет значительную роль в этом процессе. В сентябре 2024 года импорт из Китая вырос на 10% по сравнению с августом, составив $11,3 миллиарда, значительная часть которого приходится на оборудование для нефтегазохимической отрасли. Эта тенденция продолжит развиваться, что в будущем может частично смягчить негативные эффекты на производство топлива.