11.01.2023 мной была взята ипотека по программе господдержки на строительство дома. В августе 2023 г. я позвонила на горячую линию 900 и связалась с менеджером по ипотеке, чтобы уточнить даты подачи документов на дом. На что я получила "великолепную и профессиональную консультацию" сотрудника СберБанка, которая дословно сказала мне: "Я смотрю в ваш договор, у вас есть 3 года для подачи документов на право собственности". Дом был достроен и готов к сдаче уже в октябре, но поскольку менеджер уверила о том, что у есть 3 года (!!!), я не спешила. В феврале 2024 г. я случайно увидела, что ставка поменялась с 7,3 до 12%. ВНИМАНИЕ. Банк даже не удосужился уведомить меня о повышении ставки. Я создала обращение, параллельно регистрируя дом в ЕГРН. Банк ответил, что готов рассмотреть обращение повторно после предоставления выписки. Я предоставила. На что 25.03.2024 г. мне отказали вернуть изначальную ставку.
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает генеральный директор и основатель сервиса для автоматизации рекрутинга FriendWork Александр Красс.
Первая причина. Сотрудник пришёл на такую должность, где существенная часть его зарплаты — это премия, соответственно, фиксированный оклад чаще всего не меняется. Эта схема применима к отделу продаж. В этом случае зарплата специалиста зависит от него самого. Чем больше он продаст — тем больше заработает.
Вторая причина. Если в компании введена система грейдирования или её аналог и сотрудник не может сдать экзамен на следующий грейд.
Грейдирование — это система процедур по оценке и ранжированию должностей, в результате которых они распределяются по группам (грейдам) в соответствии с их ценностью для бизнеса. Чтобы перейти на следующий уровень, который повысит зарплату, нужно сдать внутренние экзамены и получить обратную связь от руководителей и коллег.
Третья причина. Человек пришёл в компанию и изначально получил конкурентную зарплату. На рынке труда она долгое время не растёт, и уровень сотрудника тоже не повышается. В данном случае ему нужно самостоятельно прокачивать свои навыки и обращать на это внимание руководства.
Четвертая причина. В компании не отработан процесс регулярного пересмотра зарплаты, и сотрудник не говорит руководству, что хочет её повышения. Ещё на этапе собеседования нужно уточнить у работодателя, есть ли система грейдирования или какая-то другая официальная процедура пересмотра зарплат. Если нет, то нужно брать инициативу в свои руки: презентовать свои навыки и говорить о повышении.
С какой периодичностью должна расти зарплата?
Если в компании есть система грейдирования, то там всё просто: переходишь на следующий грейд — зарплата растёт. Если такая система не введена, то для опытного сотрудника пересмотр зарплаты нужно делать раз в год, для новичка, который прокачивает свои навыки быстро, — раз в полгода, так как он ещё не привык к компании и будет рассматривать другие предложения на рынке труда.
3 совета сотруднику, зарплата которого давно не менялась
Во-первых, нужно постоянно повышать свои профессиональные навыки, чтобы быть востребованным.
Во-вторых, не бояться презентовать свои достижения руководству, если оно их не замечает, и просить о повышении.
В-третьих, хорошо разбираться в современных технологиях, быть драйвером позитивных изменений в цифровизации бизнес-процессов, которые помогут заработать компании ещё больше, следить за трендами и предлагать новые решения. Сейчас данный навык имеет огромное значение и может стать главной причиной повышения зарплаты.