logo
Ещё
2 мая 2017
402
Обновлено 25 мая 2017
TED: Как купить счастье?

TED: Как купить счастье?

Вы хотите выиграть в лотерею очень много денег? Наверное, думаете, что они сделают вас счастливыми. Нет, выяснили учёные. Сравни.ру публикует расшифровку выступления профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Нортона, где он рассказывает об эксперименте, который помог найти простой путь к счастью.

icon
Главный редактор

– Я хочу поговорить о деньгах и счастье. Это две вещи, на которые многие из нас тратят уйму времени в попытках либо их заработать, либо приумножить. Многим из нас близка вот эта фраза. Она встречается в религиях и книгах практических советов: «Не в деньгах счастье». Я хочу сказать, что это неправда. Но прежде чем я расскажу вам, как потратить деньги, чтобы стать счастливее, давайте подумаем, как мы обычно их тратим, не становясь при этом счастливее. 

История победителей лотерей 

Мы провели небольшой естественный эксперимент. Недавно CNNопубликовало интересную статью о том, что происходит с людьми, выигрывающими в лотерею. Люди считают, что, если они выиграют в лотерею, их жизнь преобразится. Но их статьи становится понятно, что на самом деле, жизни победителей рушатся. Первое, что делают люди, выиграв в лотерею, это тратят все деньги и залезают в долги. Кроме этого к победителям тут же обращаются друзья и всевозможные знакомые и начинают клянчить деньги. Это разрушает их социальные взаимоотношения. В итоге у них остаётся больше долгов и меньше друзей, чем было до того, как они выиграли в лотерею. 

Но самое интересное в этой статье – комментарии читателей. Вместо того чтобы рассуждать о том, как статья заставила их задуматься, что деньги не приносят счастья, все высказываться в духе: «А знаете, что бы я сделал, выиграй я в лотерею?..» Далее следовали фантазии на эту тему. 

Вот лишь два примера, которые нам показались особенно любопытными. Один человек написал: «Когда я выиграю, я куплю себе небольшую гору и построю домик на вершине». А другой написал: «Я насыплю полную ванну денег, залезу в неё, буду сидеть и курить большую толстую сигару, потягивая шампанское из бокала». Дальше – хуже: «Потом я сфотографируюсь в таком виде и сделаю десятки глянцевых копий. И все, кто будет просить у меня денег или пытаться их отобрать, получат копию фото и больше ничего». Таких комментариев было большинство. Люди получали деньги и становились антисоциальными. 

Я уже сказал, что деньги разрушают жизни и превращают друзей в надоедливых мух. Ещё деньги делают нас очень эгоистичными, когда мы начинаем заботиться только о себе. Может быть, деньги не делают нас счастливыми, потому что мы всё время находим им неправильное применение – мы всё время тратим их на себя. 

Эксперимент 

Итак, мы задумались о том, что будет, если убедить людей тратить больше денег на других. То есть вместо того, чтобы прятаться за своими деньгами от общества, можно было бы использовать часть денег на благо общества. Мы решили дать людям такую возможность и посмотреть, что получится. Предположим, есть группа людей, традиционным образом расходующих деньги на себя, и другая группа, где люди раздают деньги. Мы измерим уровень их счастья и посмотрим, станут ли они счастливее. 

Вот с чего мы начали. Однажды утром в Ванкувере мы пришли на территорию Университета Британской Колумбии и стали спрашивать прохожих: «Хотите принять участие в эксперименте?» Они ответили: «Да». Мы спросили у них, насколько они счастливы, а потом вручили им конверт. В одном конверте была записка: «Потратьте эти деньги на себя до пяти вечера». И варианты того, как можно их потратить. Другие люди в то же утро получили такую записку: «Потратьте эти деньги на других до пяти вечера». Внутри каждого конверта были деньги. Количество выдаваемых денег тоже было разным. Одни люди получили записку и пять долларов. Другие – записку и двадцать долларов. Мы оставили их в покое. Они могли делать что хотели. 

Потом мы узнали, что деньги были действительно потрачены согласно инструкциям. Вечером мы всех обзвонили и спросили: «На что вы потратили ваши деньги и насколько вы сейчас счастливы?» Так на что же были потрачены деньги? Поскольку речь идёт о студентах, то большинство потраченного на себя ушло на побрякушки, типа серёжек и косметики. Одна женщина сказала, что купила племяннице плюшевую игрушку. Другие отдавали деньги бездомным. 

Огромную роль тут сыграл Starbucks. Если вы даёте студентам по пять долларов, то для них – это деньги на кофе. Они бегут в Starbucks и тратят свою пятёрку как можно быстрее. Но одни купили кофе себе, как они это делали всегда, а другие сказали, что купили кофе для кого-то другого. То есть получилась одна и та же покупка, только совершенная либо для себя, либо для кого-то другого. 

Кто оказался счастливее? 

Что же мы узнали, когда обзвонили их вечером? Люди, которые потратили деньги на других, стали счастливее. У людей же, которые потратили деньги на себя, ничего не изменилось. Они не стали менее счастливы. На них это просто никак не повлияло. Ещё оказалось, что количество денег не играет особой роли. Люди полагали, что 20 долларов намного лучше, чем 5 долларов. На самом деле, абсолютно не важно, сколько денег тратить. Важно то, что потратить их на кого-то другого, а не на себя. 

Мы наблюдаем это снова и снова, давая людям деньги, чтобы они потратили их на других, а не на себя. Конечно, речь здесь идёт о канадских студентах – не самая типичная выборка населения. Они в целом довольно обеспеченные. Нам захотелось проверить, удастся ли наш эксперимент где-нибудь ещё в мире, или он работает только в благополучных странах? 

Везде ли работает это правило? 

Мы решили отправиться в Уганду и провести похожий эксперимент. Но у людей в Канаде мы спрашивали: «Вспомните, когда в последний раз вы тратили деньги на себя или на других. Опишите ваши ощущения. Насколько счастливы вы стали?» А в Уганде наш вопрос звучал: «Вспомните, когда вы в последний раз тратили деньги на себя или на других и опишите ваши ощущения». А потом мы опять спросили насколько счастливыми они себя ощущают. В итоге мы получили удивительные результаты. 

Мы спросили женщину из Канады: «Вспомните случай, когда вы потратили деньги на кого-то другого». Она ответила: «Я купила подарок маме. Я поехала на машине в торговый центр, купила подарок и подарила его маме». Замечательный добрый поступок. Дарить подарки знакомым это приятно. 

Теперь сравните это историей одной женщины из Уганды. «Я шла по улице и встретила старую подругу, сын которой был болен малярией. У них не было денег, но они шли в больницу. Я отдала ей эти деньги». Тут очевидна огромная разница в мотивах. В Уганде перед людьми была очевидная необходимость медицинской помощи. Деньги в буквальном смысле спасают жизнь. В Канаде женщина просто купила подарок маме. 

То есть мы видим, что то, как вы тратите деньги на других людей, значительно менее важно, чем тот факт, что вы их тратите на других. Тратя деньги не на себя, вы становитесь счастливее. Это особенно важно. Не нужно делать с деньгами ничего необычного. Можно сделать что-то простое, пустяковое и всё равно получить от этого удовлетворение. 

Это примеры всего из двух стран. Мы хотели расширить наш эксперимент и по возможности взглянуть на все страны мира, чтобы увидеть, как деньги соотносятся со счастьем. 

Институт Гэллапа, известный своими недавними политическими опросами, предоставил нам такие данные. Они спросили людей: «Вы недавно жертвовали деньги на благотворительность?», а затем: «Насколько вы счастливы в жизни?» Можно посмотреть, как эти два аспекта соотносятся друг с другом. Есть ли между ними положительная взаимосвязь? Отдавая деньги, становишься счастливее. Или взаимосвязь между ними отрицательная? На этой карте зелёным обозначены участки положительной взаимосвязи, а красным – отрицательной. Как видите, мир наш совершенно зелёный. Так что почти в любой стране мира, о которой у нас есть сведения, люди, дающие деньги на благотворительность, счастливее, чем люди, которые этого не делают.

 

Я знаю, что вы все сейчас смотрите на эту красную страну в центре. Не сказать вам, что это за страна, было бы хамством с моей стороны. Это – Центральноафриканская Республика. Вы можете сами придумать объяснения. Может быть, по каким-то причинам там всё по-другому. Под ней чуть справа Руанда и она, на удивление, вся зелёная. Так что куда ни глянь, всюду мы видим, что люди счастливее, когда они отдают деньги, чем когда оставляют их себе. 

Выводы: 

Смысл не в том, чтобы покупать один товар вместо другого в надежде, что он вас осчастливит. Смысл в том, чтобы перестать думать, что бы такое себе купить, а подумать, чем поделиться с другими людьми. 

TED – это некоммерческая организация, которая проводит ежегодные конференции, где выступают представители науки, культуры, политики и бизнеса. Их цель – распространение уникальных идей. Источник: ted.com