logo
Ещё
29 июня 2010
7

Авариям присвоят государственный приоритет

За пять лет потери экономики России от ДТП составили 5,5 триллиона рублей
icon
Главный редактор

Государство сделает безаварийную езду одним из приоритетов государственного планирования, сообщил первый вице-премьер России Сергей Иванов во вторник на расширенной коллегии Минтранса. Министерство уже ведет разработку комплексной программы, и она находится в завершающей стадии. «Я прошу вас форсировать работу по окончанию разработки этой программы и представить ее на утверждение президенту», — сказал вице-премьер.

Пытаться изменить ситуацию на дорогах правительство вынуждено из-за большого числа ДТП.

«По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от дорожно-транспортных происшествий составили 5,5 триллиона рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период», — оценил Иванов.

Статистика демонстрирует, что аварийность если и снижается, то крайне медленно. По данным ГИБДД, за 5 месяцев текущего года в России произошло 63 тысячи 554 ДТП, что всего на 3,9% меньше показателей прошлого года. В авариях погибли 7 тысяч 350 человек (в том числе, 237 детей), 79 тысяч 758 человек получили ранения. В прошлом году погибло на 15,1 % больше людей, ранения получили на 3,9% больше. Как уточняет ведомство, 3 тысячи 315 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате таких ДТП погибли 433 человек, а 4 тысячи 894 получили ранения. Некоторое снижение числа аварий ГИБДД фиксировала и ранее. Так, в 2009 году произошло 203 тысячи 600 аварий (погибло более 26 тысяч человек), что оказалось на 6,7% ниже, чем годом ранее.

Цифры свидетельствуют, что Россия продолжает находиться на вершине списка стран с высоким уровнем аварийности и дорожной смертности. Сейчас на дорогах страны на 100 тысяч человек погибает около 18,4 человек в год. Это сопоставимо с ситуацией в Польше, где этот коэффициент равен 14,8 погибших. Между тем, меньше всего людей на 100 тысяч населения гибнет в Англии (6,0), в Швеции (6,6), Норвегии (6,8), Нидерландах (6,9). Лучше ситуация и в других европейских странах, хотя в некоторых из них гораздо выше уровень автомобилизации. Так, на Украине в прошлом году на 100 тысяч населения пришлось 11,9 погибших, в Венгрии — 13,1.

Одновременно эксперты не склонны полностью доверять ведомственной статистике. Как ранее подтвердил в интервью BFM.ru лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, снижение аварийности и смертности имеет место, и данные других источников подтверждают эту тенденцию, однако их цифры не во всем совпадают со статистикой МВД. «Снижение аварийности идет, но цифры, которые дают медики и страховые компании, часто в деталях не стыкуются со статистикой МВД», — заявил эксперт, пояснив, что на сегодня в России отсутствует единая служба, которая отвечает за сбор этой информации. Поэтому когда МВД излагает свою версию, то, на его взгляд, есть искушение предположить, что в ведомстве немного корректируют и округляют цифры. Также при оценке ситуации на дорогах не следует сбрасывать со счетов и произошедшее в кризис снижение экономической активности, которое отразилось на дорожном трафике, тогда как вклад самих гибдэдэшников в некоторое улучшение дорожной безопасности довольно скромный.

Снижение аварийности происходит на фоне ужесточения законодательства о нарушении ПДД, которое стало перманентной тенденцией последних нескольких лет. Например, в июне 2010 года Госдума приняла законопроект, который не позволяет водителям обманывать ГИБДД и продолжать управлять автомобилем после судебного решения о лишении их водительских прав. А недавно ГИБДД также выступила с инициативой ужесточить наказание за выезд на трамвайные пути, заменив нынешние штрафы временным лишением прав. Большая часть таких поправок принята по настоянию ГИБДД, и они вступят в силу с 20 ноября.

Эксперты положительно оценивают стремление разработчиков новой редакции ПДД, устранить с их помощью двоякое толкование спорных прежних формулировок, но сомневаются, что можно серьезно снизить аварийность. «Мы только начинаем приходить к цивилизованным методам снижения аварийности. А во всех развитых странах главный критерий — это неотвратимость наказания, а не его суровость», — сказал Вячеслав Лысаков. Он возлагает надежды на системы автоматической фиксации дорожных правонарушений, внедрение которых должно снизить влияние, так называемого, личного фактора.

Но улучшение ситуации упирается не только в законодательство, но и в элементарное несовершенство и недостаточную развитость дорожной сети. По этим причинам происходит восьмая часть всех аварий и смертей на дорогах. По уровню развития дорожной инфраструктуры Россия находится на 111-м месте. Не удивительно, говорят эксперты, в 2009 году в России построено только 3 тысячи км дорог, это, примерно, столько, сколько строит Китай за 2 недели.

При этом даже по отечественным нормам сегодня только 38% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям.

В опубликованном во вторник Бюджетном послании президента России о бюджетной политике в 2011–2013 годах развитие транспортной инфраструктуры названо одним из приоритетов. Но цифры реального финансирования противоречат заявлениям Дмитрия Медведева, наглядно демонстрируя отношение властей к этой сфере

Мало того, что образование дорожного фонда будет отложено на 2012-2013 годы, одновременно в предстоящие два года будут резко сокращены затраты на дорожное строительство. Так, на 2011 год предполагается профинансировать дорожное хозяйство на 196,5 млрд рублей (на 5,2 млрд рублей меньше 2010 года). Сокращение ассигнований на дороги через региональные бюджеты аналогичное — на 4,6 млрд руб. в 2011 году. Всего же регионы на эти цели получат 9,6 млрд руб. вместо 14,2 млрд руб. в 2010 году. В 2012 году Минфин планирует еще сильнее сократить расходы на дороги. Из федерального бюджета эти расходы уменьшатся до 188,5 млрд рублей.

Существенное сокращение расходов на транспортную инфраструктуру фиксируется и в бюджете нынешнего года: снижение госрасходов на транспорт составит 0,6% ВВП по сравнению с 2,5% ВВП — в 2009 году. В результате, российские расходы будут смотреться еще скромнее на фоне развитых стран, где на дороги в среднем тратится 3,5-4,5% ВВП.