logo
Ещё
28 ноября
162
Как выбрать франшизу: 7 неочевидных моментов

Как выбрать франшизу: 7 неочевидных моментов

Франшиза — привлекательный способ начала бизнеса‚ особенно для новичков. В статье рассказали о том‚ как выбрать франшизу и не разочароваться.

avatar
Редактор по бизнесу

Советами делится

Иван Добровольский

руководитель отдела привлечения партнёров
сети цветочных студий FMART by flowwow

1. Как понять, что стоит открыть франшизу

Начинающие бизнесмены зачастую чувствуют себя надёжнее и безопаснее, когда свой путь в предпринимательство начинают по франшизе.

Франшиза —

это тип партнёрства, при котором владелец бизнеса за определённую плату предоставляет другому бизнесмену право вести дела под его брендом и по его бизнес-модели. Это может быть, например, сеть танцевальных студий, салонов красоты, суши-баров или цветочных салонов.

У новичка мало опыта, нет известного бренда, не наработана клиентская база. При франшизе со всем этим может помочь управляющая компания.

Главные плюсы франшизы:

предприниматель опирается на опыт других партнёров;

открывает своё дело под уже известным именем;

требует меньше вложений, чем обычно при старте бизнеса, потому что необходимо внести только паушальный взнос.

Предприниматель, который получил лицензию на работу под брендом владельца франшизы, называется франчайзи. Любая устойчивая франшиза, как и её франчайзи, заинтересована в долгосрочном сотрудничестве. Поэтому для каждого будущего партнёра важно выбрать тот бизнес, который не разочарует в первый же год.

Франшиза — это бизнес-модель, которая подходит не всем.

Не каждому предпринимателю стоит идти в этот тип бизнеса. Даже в очень хорошей, известной и развитой франшизе не все могут достичь успеха.

❗️

Чек-лист потенциально успешного франчайзи

Командный игрок. Готов быть частью комьюнити, перенимать и осмыслять чужой опыт, спрашивать совета и в целом активно взаимодействовать с другими партнёрами.

Способный слышать. В своём бизнесе можно идти только за своим внутренним голосом. А франчайзи необходимо внимать рекомендациям управляющей компании (далее — УК) и аккаунт-менеджера.

Амбициозен, но лоялен. Если есть очень чёткое видение бизнеса, от которого не хочется отклоняться, лучше накопить больше денег и запустить своё дело.


Подобрать выгодные условия кредита на развитие бизнеса можно на бесплатном сервисе Сравни. Процентная ставка — от 1% до 32,5% на срок от одного месяца.


2. Почему важно найти свой тип бизнеса

Казалось бы: если есть стартовый капитал и хочется быстро войти в бизнес, то какая разница, чем именно заниматься? Но можно вложиться в самую прибыльную и надёжную франшизу и покинуть её через пару лет просто потому, что душа не лежит к выбранной сфере.

Совет

Неподходящий человеку бизнес может стать тяжёлым испытанием. Поэтому с самого начала определите, чем именно хотите заниматься.

Например, если человек не очень любит праздники и сомневается в ценности спонтанных сюрпризов, ему не стоит заниматься цветочным бизнесом. По сути, это продажа эмоций, и если он просто не видит смысла в этом занятии, развивать свою цветочную студию будет сложно.

3. Почему внимательно читать договор — хорошо, но мало

Во многих статьях о том, как найти надёжную франшизу, говорится: внимательно читайте договор. Большинство юридических документов написаны однотипным формальным языком. В договоре не описана сама суть компании. Прежде чем читать договор, стоит разобраться с бизнес-моделью и силой бренда.

Бизнес-модель

это схема, по которой работает бизнес. Краткое описание того, чем занимается компания, откуда берётся прибыль, за счёт чего обеспечивается функционирование компании и прирост дохода.

Чтобы понять бизнес-модель:

  • в личной коммуникации с франшизным менеджером попросите рассказать, на чём строится бизнес, от чего зависят продажи, что делает УК для стабильного роста филиалов;
  • запросите устав компании или просто спросите менеджера о корпоративных ценностях.

Сила бренда

это маркетинговый показатель, объединяющий его известность, уникальность, репутацию и другие показатели, которые побуждают потребителя сделать выбор именно в его пользу.

Важная черта бизнеса по франшизе — привязка к уже имеющемуся бренду, с его историей, миссией и репутацией. Общие имидж, тональность, подача компании должны отзываться принципам предпринимателя и ни в коем случае не нарушать его внутренние границы. Например, если он за здоровый образ жизни, лучше не пытаться открыть кальянную — сделка с совестью не сработает.

Как оценить бренд

  • Почитайте имиджевые тексты компании. Это может быть сайт франшизы не для потенциальных партнёров, а для клиентов.
  • Изучите отзывы на геосервисах (2ГИС, «Яндекс Карты»). Ответственное отношение к клиентам — важный фактор: посмотрите, на что жалуются пользователи и какой получают ответ.
  • Станьте клиентом. Простой и надёжный способ понять франшизу изнутри — зайти в её филиал и купить продукт или услугу.

Совет

Напоследок — проверка: представьте, что вы рассказываете другу о том, как стали частью этой франшизной сети. Если вас переполняют гордость и энтузиазм, надо продолжать.

Личный опыт: я создал успешный бизнес на селе

4. Почему условия взаимодействия важнее чисел

Первое, что интересует любого будущего франчайзи, — это цифры.

Паушальный взнос. Это сумма, которую партнёр должен заплатить единоразово, чтобы начать работать под товарным знаком франшизы.

Размер стартовой инвестиции. Вся совокупность трат, которые предстоят, чтобы начать своё дело (аренда и ремонт помещения, закупка товаров, наём сотрудников).

Срок окупаемости. За какое время общий объём доходов от бизнеса покроет затраты на его реализацию.

Все три показателя очень важны, но они ни о чём не говорят без подробного описания условий взаимодействия.

Например

Вы рассматриваете сеть салонов красоты. Стартовый капитал — 3 миллиона ₽, срок окупаемости — четыре месяца. Звучит привлекательно. Но если впоследствии выяснится, что управляющая компания на старте не помогает с привлечением клиентов, не выделяет персонального аккаунт-менеджера, зато требует определённого объёма выручки с первого месяца, предложение уже не кажется таким заманчивым.

Постарайтесь представить себе во всех подробностях первые шаги во франшизе и роль УК на каждом этапе.

Задайте менеджеру от франшизы вопросы

Кто отвечает за поиск помещения?

Есть ли у вас проверенные подрядчики, к которым я могу обратиться, чтобы сделать ремонт?

Как проходит введение в курс дела? Есть ли курс обучения для новичков?

На какие инициативы со своей стороны я имею право?

Как проходит работа с документами?

Будет ли у меня аккаунт-менеджер (это специалист, который отвечает за коммуникацию с клиентом компании, за его удержание и за развитие отношений с ним)? Какую роль он берёт на себя?

Надёжная сеть поможет представить весь путь в бизнесе до малейших подробностей.

Это позволит оценить компанию сразу с двух сторон:

  • каковы опыт и экспертность компании в данном направлении;
  • насколько открыто компания взаимодействует с партнёрами.
❗️

Если отвечают уклончиво или предлагают сначала вступить в сеть, а потом узнать все подробности — это красный флаг.

5. Как трезво взглянуть на финансовые показатели

Базовые показатели для первичной оценки эффективности франшизы — объём общей выручки и чистой прибыли. Новичку они могут вскружить голову. Тут важно призвать критическое мышление.

На что обратить внимание

  • Цифры должны быть реалистичными. Если обещают чистую прибыль в размере 50% от оборота —это повод насторожиться. Скорее всего, в модели не учтены некоторые важные коэффициенты. К примеру, в цветочном бизнесе можно считать хорошим показатель, когда чистая прибыль составляет от 17% до 25% от оборота. И в целом такой процент актуален для большинства бизнесов, в которые можно зайти со стартовым капиталом менее 5 миллионов ₽.
  • Средние показатели важнее крайних точек. Зачастую менеджер представляет финансовый отчёт компании в формате точек минимума и максимума. Попросите его оперировать средним значением — это намного более информативно.

6. Почему хороший бизнес — открытый бизнес

Чем больше информации готовы предоставить с первой минуты общения, тем лучше. Иногда многих данных нет на сайте, но их выгружают по запросу.

Самый открытый формат для общения с потенциальным партнёром — живое интервью. Очень сильный ход, если ещё до подписания договора вас готовы познакомить с действующими франчайзи.

Чек-лист. Как понять, что компания ведёт открытый бизнес

Вам предоставляют по запросу отчёты, которые точечно описывают работу филиалов в вашем регионе.

От вас не скрывают требований, которые УК предъявляет к франчайзи.

Менеджер рассказывает не только о достижениях, но и о провалах, ошибках компании.

Вас приглашают познакомиться и поговорить с другими партнёрами.

Личный опыт: мы с мужем развили сеть студий балета в маленьком городе

7. Как понять, устойчива ли франшиза

В бизнесе не бывает полной ясности и стопроцентных гарантий. Зато бывают более стабильные и менее стабильные схемы. Чтобы понять, насколько бизнес устойчив, нужно оценить три фактора:

  • сезонность;
  • регион;
  • баланс офлайна и онлайна.

Сезонность

Красным флагом для франчайзи можно считать финансовую отчётность, в которой выручка от месяца к месяцу сильно разнится, а менеджер разводит руками: что поделать, таков товар/мир/путь.

Да, если франшиза связана с едой, она может за новогодние каникулы показать отличные результаты; если это цветочная студия, то за одно только 8 Марта выручка может быть в 10 раз больше, чем за месяц. И всё же бизнес-модель, которая не обеспечивает магазину стабильного заработка в течение года, заведомо ненадёжна.

Регион

У каждого региона — своя специфика. Поэтому две пиццерии, работающие по франшизе в Твери и Новосибирске, не будут иметь одинаковый доход. Какие-то регионы считаются проблемными: в них бизнес «разогревается» дольше, конкуренция выше. Если УК привлекает франчайзи в проблемном регионе, она обязана учесть все факторы и спрогнозировать перспективы партнёра именно в этой локации.

Совет

  • Всегда запрашивайте статистику не только по всей сети, но и конкретно по вашему региону в сравнении с остальными.
  • Попросите представителя компании дать точный ответ, какие перспективы бизнес видит в вашем регионе на ближайшие полгода и что для этого планируется делать на уровне УК.

Баланс онлайна и офлайна

Опыт пандемии показал, насколько важно не концентрироваться только на офлайн-торговле.

Для бизнеса будет плюсом, если франшиза подразумевает доход и от продаж в интернете, и от розницы. Этот фактор делает бизнес гораздо более стабильным и управляемым.

Итог

Если у франшизы серьёзные намерения, её команда поддержит энтузиазм начинающего предпринимателя и ответит на все его вопросы. В редких случаях УК сначала присматривается к потенциальному партнёру, смотрит его в работе, в действии.

Многое зависит от самого бизнесмена: для него критически важно близко познакомиться с управляющей компанией до подписания договора и до внесения каких-либо сумм в фонд франшизы. Тогда бизнес имеет гораздо более позитивную перспективу.