Чтобы дети учились успешно и с удовольствием, недостаточно внутренней мотивации — большую роль играет и внешняя. Здесь важны даже такие нюансы, как спроектирована школа и далеко ли она от дома. Вместе с психологом разобрались, как должна быть устроена хорошая школа, чтобы дети были больше мотивированы учиться.
Какая должна быть школа, чтобы дети полюбили учиться
Школа — среда, которая вдохновляет
Есть исследования, которые так или иначе подтверждают, что окружающее пространство, в котором вырастают дети, формирует сознание сильнее любого учебника и классной руководительницы. Например, Финляндия уже много лет занимает первое место в рейтинге счастья, и одна из причин такого всеобщего счастья — комфортная, спокойная и безопасная среда с детства. Если дети учатся в школе, где удобно, красиво, безопасно, то в их сознании формируется связь «получать знания — это приятно и красиво». И это убеждение остаётся у человека навсегда.
Обычно школу воспринимают как «класс → коридор» — в основном в типовых школах так и есть. Современные же новые школы проектируются таким образом, чтобы у учеников было больше свободы в движении и коммуникации: просторные классы и комнаты для отдыха, лаборатории для проведения экспериментов, музыкальные и художественные кабинеты, яркое оформление помещений и много света — обучение становится не обузой, а очень интересным процессом.
В России есть такие безопасные и комфортные пространства — например, образовательный комплекс «Бунинские луга» от ПИК. В него входит школа на 1100 учеников и детский сад на 150 малышей. На территории комплекса есть собственный фруктовый сад, открытый учебный класс, теплица, игровые площадки и стадион.
В зданиях образовательного комплекса — классы с современным оборудованием, большие светлые холлы, три спортивных зала. Для групп продлённого дня предусмотрены отдельные игровые и спальные комнаты.
Мы взяли комментарий у психолога о том, как окружающая среда влияет на формирование сознания у ребёнка.
Школа без стресса
Кажется, что от помещения почти ничего не зависит — главное, чтобы у ученика было желание учиться. Но на самом деле нет: внешний вид кабинетов и свободное пространство влияют на общее психологическое состояние учеников. Дети, у которых нет возможности побыть наедине с собой или выплеснуть энергию в подвижных играх, более подвержены стрессу. А стресс плохо влияет на интеллект — снижается память и внимание.
Например, в финских школах есть места, где можно попрыгать, побегать, полазить по деревьям. Библиотеки, в которых приятно находиться и куда хочется возвращаться. Светлые, современные, просторные классы, чтобы дети меньше уставали. Всё это влияет на здоровое развитие школьника, отвечает потребностям в движении и снижает уровень стресса.
В школе «Измайловский лес» от ПИК тоже есть места, где ребёнок может по максимуму раскрыть свой потенциал: открытые библиотеки и лектории, игровые пространства, большие атриумы, спортивные комплексы, поле для мини-футбола и баскетбольная площадка.
Школа рядом с домом
Многим школьникам приходится тратить много времени на дорогу от школы и обратно. Вставать раньше, а приходить домой позже. Если школа находится рядом с домом, то можно сэкономить время и потратить его на что-то полезное, например отдых, общение с семьей или занятие любимым делом.
Кроме того, школа рядом с домом — это безопасно. Ребёнок может сам пройти по бульвару до школы, не опасаясь машин и не пересекая дороги.
Максим Сафин
клинический психолог, коуч
«Когда школа находится в экосистеме жилого района, вблизи дома, то это позволяет ребёнку уже на начальном этапе его становления и взросления быть самостоятельным. Не нужно ехать на транспорте за ручку с мамой, переходить через сложные транспортные узлы и автодороги. Ребёнок сам сможет быстро и без лишнего риска дойти домой. Благодаря такой доступности происходит формирование адекватного восприятия мира. Ну и конечно же, сами родители смогут уделить больше внимания себе».
Школы в России, где реализованы эти принципы
В России строят новые школы, которые отвечают современным подходам. Делает это и девелопер ПИК: с 2014 года он построил 96 учебных заведений для более чем 41 000 детей.
Ежегодно построенные ПИК детские сады и школы становятся лауреатами престижных российских и международных премий, таких как Build School Project и Архитектурная премия Москвы.
Современные школы ПИК не похожи на строгие учреждения с жёсткими правилами. Такая школа вдохновляет ребёнка и позволяет ему расти инициативным, свободным, открытым человеком.
В школах от ПИК есть специальные помещения и открытые пространства, которые помогают детям снижать беспокойство естественным путём.
Там ученики могут отдохнуть, поиграть или позаниматься спортом.
Также в новых районах ПИК специально разработаны безопасные дороги до школы — даже школьники начальных классов могут самостоятельно ходить на занятия, так как им не придётся переходить улицы с оживлённым движением.
Посмотреть квартирыКвартиру в одном из жилых кварталов ПИК можно купить и оформить в ипотеку прямо на сайте ПИК
В ПИК позаботились о том, чтобы детям всех возрастов была доступна современная образовательная и развивающая среда. Помимо школ, раскрывающих таланты, в проектах ПИК есть детские сады, а в каждом дворе — игровые площадки, пробуждающие фантазию.
Реклама | ПАО «ПИК-специализированный застройщик» | erid: LjN8KRDXE
Максим Сафин
клинический психолог, коуч
«В последнее время я наблюдаю всё больше родителей, которые фокусируют своё внимание на качестве образования. При этом практически не думают об окружении и обстановке, в которой ребёнок будет проводить значительную часть своей жизни. На протяжении 9–11 лет эта среда будет ключевым фактором его становления в будущем.
Приобретение знаний в комфортной среде, где всё создано для его потенциала, не только формирует в дальнейшем запросы и уровень жизни ребёнка. Это также выстраивает его восприятие мира и положение в нём. В будущем, когда личность будет сформирована, ребёнок будет стремиться к тому, чтобы воссоздать достойный и комфортный уровень жизни, к которому он привык».