Надёжных и постоянных клиентов бизнес может найти на рынке госзакупок. Это не только министерства и администрации‚ а ещё школы‚ детсады‚ дома культуры. Рассказываем‚ как выйти на рынок госзакупок и найти клиентов‚ которые гарантированно платят.
Выйти на рынок госзакупок: с чего начать
С чего начать выходить на рынок госзакупок
Госзакупщик работает по 44-ФЗ. Нельзя просто так взять и выступить поставщиком госзаказчика. Даже на обычный B2C-маркетплейс нельзя выйти без выполнения определённых правил. На рынке государственных закупок они тоже есть.
3 первых шага для выхода на рынок госзакупок:
получение электронной подписи;
регистрация и настройка рабочего места в Единой информационной системе (ЕИС);
регистрация в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Для заключения госконтракта понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).
Это подпись с максимальной защитой данных, которую следует использовать юрлицу. Её можно сделать бесплатно онлайн.
Для этого понадобится:
скачать приложение «Госключ»;
иметь телефон с NFC-модулем;
иметь загранпаспорт нового образца;
быть зарегистрированным на Госуслугах.
Чтобы создать УКЭП, нужно следовать вот этой подробной инструкции.
После того как электронная подпись будет готова, можно будет отправлять документы с Госуслуг в приложение «Госключ» и там их подписывать.
Также УКЭП можно сделать офлайн. Для этого нужно обратиться в один из аккредитованных удостоверяющих центров. Там потребуется предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. Подпись запишут на токен — это что-то вроде флешки.
Оформить подпись можно не только на себя, владельца бизнеса, но и на доверенного сотрудника, потому что участие в госзакупках и ведение контрактов — отдельная задача бизнеса. Стоит взвесить, эффективнее ли будет перепоручить часть обязанностей проверенному человеку. Однако важно помнить, что с УКЭП такой сотрудник будет обладать всеми теми же полномочиями, что и владелец бизнеса, и это может быть небезопасно.
Затем потребуется регистрация в ЕИС — Единой информационной системе госзакупок.
На сайте ЕИС есть информация почти по всем госзакупкам: не только текущие предложения заказчиков, но и уже заключённые контракты. Значит, можно посмотреть, кто что покупает, по каким ценам, на каких условиях. И заодно увидеть своих конкурентов — кто что продаёт и за сколько.
Следующий шаг — регистрация в Госуслугах ЕСИА
(Единая система идентификации и аутентификации).
Для этого нужно иметь обычный аккаунт на Госуслугах и привязать к нему организацию с электронной подписью.
В личном кабинете на Госуслугах для этого следует выбрать вкладку «Мои данные» и нажать «Добавить организацию». Некоторые поля с информацией об организации придётся заполнить самостоятельно, а для некоторых сработает автозаполнение согласно данным сертификата электронной подписи.
Учётная запись организации появится автоматически после проверки данных. Уведомление о регистрации придёт на электронную почту.
Вот и все шаги для выхода на рынок госзакупок. Теперь можно искать нужные предложения.
Как работать с сервисом госзакупок
Заказчик не всегда называет нужные ему товары так, как привычно. Лучше искать их по разным вариантам названий. Или использовать коды из ОКПД 2 — Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. Иногда по кодам проще найти нужный заказ.
В госзакупках есть много вариантов видов закупочных процедур: конкурентные, у единственного поставщика, электронные и бумажные, малого и большого объёма. Проще начинать в роли единственного поставщика на малых объёмах и подать заявку на участие в тендере именно на таких условиях.
3 совета начинающим участникам тендера:
не предлагайте дешевле, чем можете поставить;
прикрепляйте все документы в полном объёме и обеспечьте заказчику полный доступ к требуемой информации;
если условия исполнения контракта изначально не устраивают — не нужно подавать заявку на участие.
На всех этапах — от подачи заявки до предоставления закрывающих документов — важно соблюдать требуемые сроки.
Как обеспечить успех в госзакупках
Поскольку рынок госзакупок действительно очень привлекателен и многие хотят на него выйти, закон даёт заказчику возможность защититься от недобросовестных поставщиков. Одна из форм защиты — финансовые требования.
3 вида финансовых требований заказчика:
обеспечение заявки;
обеспечение исполнения контракта;
обеспечение гарантийных обязательств.
Уже для участия в тендере иногда нужно внести обеспечение. Это может быть почти символическая сумма, а может быть и значительная. Хотя закупают не всегда на миллионы, могут быть контракты на сотни или даже десятки тысяч рублей.
Сама закупочная процедура занимает от одного дня до нескольких недель или даже месяцев.
Значит, на длительное время порой значительные деньги в виде обеспечения могут быть выведены из бизнеса.
Выход — в оформлении независимой гарантии:
деньги за вас обязуется внести банк или другая организация из специального перечня правительства. За гарантию придётся заплатить процент от суммы, которую будут гарантировать. Процент зависит от суммы, от организации, выдающей гарантию, от того, кому её выдают. Обычно с её получением нет проблем.
Однако получить госзаказ — это только начало работы.
Важно верно выполнить все его условия. Иначе можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков на два года и заплатить штраф. Есть достаточно много юридических и процессуальных тонкостей. Поэтому важно работать с профессионалом, хорошо разбирающимся в госзакупках.
❗️
Лучше выделить отдельного сотрудника, который будет всё контролировать на всех этапах. Чтобы минимизировать риски, этого сотрудника стоит отправить на обучение. Есть короткие и недорогие курсы для тех, кто хочет работать на рынке госзаказов.
А ещё можно воспользоваться услугой тендерного сопровождения от Сравни
«под ключ».
В этом случае помогут профессиональные тендерные эксперты с богатым опытом закупок в разных отраслях.