logo
Ещё

Какие банковские реквизиты можно и нельзя сообщать

Новые технологии позволяют с легкостью совершать финансовые операции, но вместе с удобством возросла и опасность стать жертвой мошенников. Одним из ключевых навыков финансовой грамотности становится четкое понимание того, какие данные о своей карте являются конфиденциальными, а какие можно передавать для проведения платежей. Многие пользователи до сих пор не видят разницы между номером карты и номером счета, а такие понятия как CVV-код и срок действия карты зачастую вводятся на незнакомых сайтах без лишних раздумий..

В этой статье мы детально разберем, какие банковские реквизиты банковской карты можно сообщать, а какие категорически нельзя, сформулируем основные правила финансовой безопасности и ответим на главный вопрос – что именно мошенники могут сделать, получив в свое распоряжение банковскую карту или ее реквизиты.

Какие банковские реквизиты можно сообщать

Некоторые данные карты необходимы для совершения платежей и переводов, и их предоставление не несет в себе прямой угрозы. Однако даже с этими данными стоит быть внимательным и сообщать их только в проверенных и безопасных ситуациях.

Разберем подробнее, каки реквизиты относительно безопасно сообщать.

Номер банковской карты

  • Для чего нужен: для перевода средств между физическими лицами (например, через СБП, онлайн-банк), оплаты товаров и услуг в проверенных онлайн-магазинах, привязки карты к надежным платежным агрегаторам (Яндекс.Касса, CloudPayments и т.д.).
  • Почему можно сообщать посторонним: знание только номера карты не позволяет списать с нее деньги. Это публичный идентификатор для пополнения.

Номер расчетного (банковского) счета

  • Для чего нужен: для проведения официальных платежей: получение заработной платы, переводов от юридических лиц (например, по договору), государственных выплат, возврата налогов и т.д.
  • Почему можно сообщать: это реквизит для безналичных переводов между счетами. Чтобы списать деньги с вашего счета, контрагенту потребуются дополнительные документы (доверенность, платежное поручение с вашей подписью и печатью организации), а не просто номер счета.

Имя и фамилия владельца карты/счета

  • Для чего нужен: для идентификации владельца. Часто требуется при международных переводах или для подтверждения того, что карта принадлежит вам.
  • Почему можно сообщать посторонним: эти данные сами по себе не несут угрозы. Однако в сочетании с другими конфиденциальными данными (например, адресом, датой рождения) могут использоваться для социальной инженерии.

БИК (Банковский Идентификационный Код) и корреспондентский счет банка

  • Для чего нужен: для идентификации банка-получателя при межбанковских переводах, особенно через систему Банка России.
  • Почему можно сообщать: это публичные реквизиты самого банка, а не вашего личного счета. Их можно свободно находить на официальном сайте банка.

ИНН и КПП банка

  • Для чего нужен: для заполнения платежных документов юридическими лицами.
  • Почему можно сообщать посторонним: это открытые данные финансовой организации.

Какие банковские реквизиты нельзя сообщать

Есть критически важные данные, которые ни в коем случае нельзя разглашать. Их попадание в руки злоумышленников может привести к серьезным финансовым потерям.

Рассмотрим подробнее, какие именно реквизиты карточки нельзя сообщать никому.

CVV/CVC-код

  • Что это: 3 цифры на обороте карты.
  • Почему нельзя: это главный секретный код для подтверждения онлайн-платежей. Любой, кто узнает номер вашей карты, срок действия и CVV, может беспрепятственно оплачивать товары и услуги в интернете.
  • Золотое правило: никогда и никому не сообщайте эти цифры. Ни банк, ни сотрудник магазина не имеют права их запрашивать. Если у вас просят CVV – это 100% мошенники.

Срок действия карты

  • Что это: ММ/ГГ на лицевом обороте банковской карты.
  • Почему нельзя: вместе с номером карты и CVV-кодом срок действия является обязательным реквизитом для большинства онлайн-платежей. Сам по себе он не опасен, но в связке с другими данными открывает полный доступ к счету.
  • Что делать: не фотографировать лицевую сторону карты и любые банковские документы, не светить ими без необходимости. Не вводить эти данные на подозрительных сайтах.

ПИН-код

  • Что это: 4-значный код, который вы получаете в конверте.
  • Почему нельзя: это физический ключ для снятия наличных в банкоматах и оплаты покупок в терминалах. ПИН-код нужен только вам лично для проведения операций. Зная ПИН-код, мошенники могут получить доступ к вашим финансам.
  • Важно: никогда не вводите ПИН-код на сайтах или в приложениях. Банк никогда его не спрашивает. Не сообщайте его даже родственникам.

Коды из SMS и Push-уведомлений

  • Почему нельзя: это одноразовые пароли для подтверждения конкретной операции (перевода, платежа). Тот, кто запросил у вас этот код, пытается в реальном времени украсть ваши деньги, и ваш код даст ему на это разрешение.
  • Правило безопасности: ни при каких обстоятельствах не сообщайте коды из SMS или банковских уведомлений никому, даже если звонящий представляется сотрудником банка или службы безопасности. Это самый частый способ мошенничества.

Данные для входа в онлайн-банк

  • Что это: логин и пароль.
  • Почему нельзя сообщать третьим лицам: это полный доступ ко всем вашим счетам, картам, переводам и историям операций. Мошенник, получивший эти данные, сможет не только украсть деньги, но и оформить на вас кредит.
  • Помните: ваш логин и пароль – это сугубо личная информация. Ее нельзя хранить в открытом виде, отправлять по почте или сообщать по телефону.

Полные реквизиты карты

  • Почему нельзя: если мошенник завладеет одновременно номером карты, сроком действия и CVV-кодом, ваша карта считается скомпрометированной. По полным реквизитам можно проводить большинство онлайн-платежей по всему миру.
  • Правило безопасности: будьте особенно бдительны, чтобы не раскрывать эти три параметра вместе. Достаточно сообщать только номер карты.

Что можно сделать, зная реквизиты

То, что можно сделать с реквизитами карты, полностью зависит от того, какой именно набор данных оказался в распоряжении злоумышленника.

Вот подробный разбор по сценариям, что могут сделать мошенники если узнают реквизиты вашей карты.

Сценарий 1. Известен только номер карты

Это относительно безопасно. Знание одного номера карты не позволяет списать с нее деньги.

Что можно сделать:

  • Отправить на нее деньги. Именно для этого номер карты и является публичным. Это позволяет работать сервисам вроде СБП.
  • Привязать карту для оплаты в некоторых сервисах. Например, в Google Pay или Apple Pay для привязки требуется только номер карты и подтверждение через приложение вашего банка.
  • Узнать некоторые данные. Опытный мошенник может по номеру карты определить банк-эмитент и тип карты. Это не дает доступа к деньгам, но может использоваться для более точечной фишинговой атаки.

Сценарий 2. Известен номер карты + срок действия + CVV/CVC-код

Это критически опасно. Этот набор данных – «золотой ключ» для онлайн-мошенничества.

Что мошенники смогут сделать:

  • Совершать несанкционированные онлайн-покупки. Подавляющее большинство интернет-магазинов по всему миру для оплаты запрашивают именно эти три параметра. Мошенники могут оплачивать технику, авиабилеты, цифровые товары.
  • Привязать карту к другим платежным системам. Например, к электронным кошелькам, чтобы выводить деньги или делать покупки в будущем.
  • Оплачивать подписки и услуги. Можно оформить регулярные списания на различные сервисы.

Сценарий 3. Известны данные из СМС (коды подтверждения) или пароль от онлайн-банка

Это полная компрометация счета. Это дает мошеннику тот же уровень доступа, что и у вас.

Что можно сделать:

  • Перевести все деньги на другие счета в приложении банка. Включая рублевые и валютные счета.
  • Взять кредит или оформить рассрочку. Во многих банках это можно сделать через онлайн-банк без дополнительного подтверждения.
  • Получить полную финансовую историю: просмотреть все ваши операции, переводы, шаблоны платежей.
  • «Привязать» карту к новому устройству и получать коды подтверждения самостоятельно, заблокировав вам доступ.
  • Изменить контактные данные (например, привязать свой номер телефона), чтобы вы не могли восстановить доступ.

Сценарий 4. Известен ПИН-код (и есть физический доступ к карте)

Это дает возможность снять наличные.

Что можно сделать:

  • Снять деньги в банкомате.
  • Оплатить покупки через терминал с вводом ПИНа.

Другие правила безопасности и конфиденциальности

Помимо сохранения банковских реквизитов в секрете, существуют и другие важные правила безопасности, которые необходимо соблюдать:

  • Будьте осторожны с ссылками, которые приходят в электронных письмах, SMS-сообщениях или мессенджерах, особенно если они выглядят подозрительно или обещают невероятные выгоды.
  • Не стоит вводить ПИН-код и другую конфиденциальную информацию на устройствах, подключенных к общественным Wi-Fi сетям.
  • Создавайте сложные и уникальные пароли для каждого из ваших онлайн-аккаунтов, включая личный кабинет банка. Используйте комбинацию букв, цифр и символов.
  • Внимательно следите за всеми транзакциями, совершаемыми по вашему счету, и немедленно сообщайте в банк о любых подозрительных операциях.
  • Защитите свой компьютер и мобильные устройства от вредоносного программного обеспечения, которое может украсть ваши личные данные.
  • Храните банковскую карту в кошельке, который защищен технологией Rfid от считывания.

Как распознать мошенника в интернете

Интернет – это не только удобный инструмент, но и поле для деятельности мошенников. Вот несколько признаков, которые могут указывать на то, что вы имеете дело с вымогателем:

  • Непрошеные звонки или сообщения. Если вам звонят или пишут люди, представляющиеся сотрудниками банка или других организаций, которых вы не знаете, это может быть признаком мошенничества. Особенно насторожитесь, если от вас требуют немедленно предоставить коды безопасности или другую конфиденциальную информацию.
  • Слишком выгодные предложения. Обещания невероятно высоких процентов по вкладам, легкого выигрыша в лотерею или других неправдоподобно выгодных предложений должны вызвать подозрения.
  • Пугающие сообщения. Мошенники часто используют тактику запугивания, чтобы заставить вас действовать быстро и необдуманно. Например, они могут сказать, что с вашего счета произошла утечка конфиденциальных данных или что с вашей карты совершается подозрительная операция.
  • Низкое качество сайта или электронного письма. Обратите внимание на грамматические ошибки, низкое качество изображений и другие признаки непрофессионального подхода.

Что можно и нельзя сообщать сотруднику банка

В некоторых ситуациях может потребоваться сообщить ту или иную информацию сотруднику банка. Важно знать, что можно называть посторонним в этой ситуации, а что категорически запрещено.

Можно сообщать

Нельзя сообщать

Номер карты или счета – для идентификации, когда вы сами звоните в службу поддержки по поводу проблем с картой или счетом

CVV/CVC-код. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит эти цифры. Они ему не нужны для работы.

Паспортные данные (серия, номер, кем выдан) – для подтверждения личности при обращении в службу поддержки или при оформлении продукта по телефону.

Коды из SMS (3D-Secure, MobiCode и т.д.) по номеру телефона. Никто из банка не будет спрашивать у вас полный код из СМС.

ФИО и дата рождения – для стандартной процедуры идентификации.

ПИН-код от карты. Это ваш личный ключ. Сотрудник банка не имеет к нему доступа и не должен его запрашивать.

Кодовое слово (если вы его устанавливали) – для подтверждения, что это действительно владелец счета.

Пароль от онлайн-банка или мобильного приложения. Его вы используете только для входа в систему.

Последние 4 цифры карты (иногда это просят назвать для дополнительной проверки).

Полные данные банковской карты (номер+срок+CVV) разом. Легитимной причины запрашивать всю эту тройку сразу нет.

FAQ

Что делать, если я случайно сообщил мошенникам свои банковские реквизиты?

Немедленно свяжитесь с банком и заблокируйте карту или счет. Сообщите о произошедшем в службу безопасности банка и в правоохранительные органы.

Как часто нужно менять пароли от личного кабинета и других онлайн-аккаунтов?

Рекомендуется менять пароли не реже одного раза в три месяца.

Как узнать, является ли звонящий действительно сотрудником банка?

Лучший способ – это перезвонить в банк самостоятельно по официальному номеру, указанному на сайте банка или на вашей банковской карте.

Что делать, если я получил подозрительное письмо от банка?

Не открывайте письмо и не переходите по ссылкам, если не уверены в безопасности сайта. Перешлите письмо в службу безопасности банка и удалите его.

Вывод

  • Безопасное использование банковской карты основывается на простом, но строгом правиле: для совершения подавляющего большинства легальных платежей достаточно сообщить только номер карты.
  • Такие реквизиты банковской карты, как CVV/CVC-код, срок действия, данные с СМС-паролями и ПИН-код, являются ключами доступа к вашим средствам, и их разглашение равносильно передаче карты в чужие руки.
  • Будьте внимательны и осторожны, соблюдайте правила безопасности и конфиденциальности, и вы сможете защитить себя от мошеннических действий.