Банк может отменить платёж в исключительных случаях. Например, если вы заплатили компании, которая не оказала вам услуги или не отправила оплаченный заказ. Есть нюансы, когда и как банк вправе отменить такой платеж, а когда это не сработает. Мы собрали информацию о том, как быть, если вы перевели деньги мошенникам, в нашей рассылке по защите финансов. Подписчикам также доступен чат с юристами и единомышленниками, которые поделятся своим опытом возврата средств в разных ситуациях.
Отвечает пресс-секретарь финтех-компании ЮMoney Антон Рубас.
Если пользователя обманули мошенники, следует незамедлительно обратиться в банк и написать заявление в полицию, поскольку кража денег — это уголовное преступление. В заявлении желательно изложить обстоятельства как можно подробнее.
При звонке в банк или посещении отделения нужно сообщить о проблеме и попросить заблокировать карту. Также можно попробовать отменить транзакцию в личном кабинете банка или в мобильном приложении и запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги. По закону «О национальной платёжной системе» банк должен вернуть деньги, если клиент сообщил об интернет-мошенниках в течение суток. После обращения банк заблокирует счёт и начнёт проверку. На расследование по закону у него есть 30 дней.
Если пользователь лично раскрыл мошеннику конфиденциальную информацию, например ПИН-код от карты или CVV-код, банк не обязан возвращать деньги. Этот платёж считается добровольным, банк не имеет права отменять его и списывать деньги со счёта получателя.
Эксперты «РИА Рейтинг» прогнозируют, что в 2018 году закроют 35-50 банков.
С 1 мая регулятор изменит шкалу коэффициентов риска по необеспеченным потребительским кредитам.
Последнее время в сми все чаще появляются новости о том, что у людей пропадают деньги из банковских ячеек. Возможно ли в такой ситуации доказать, какая именно сумма была в ячейке и взыскать ущерб?
Ответ эксперта
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Отвечает к. ю. н., доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор ООО «Мариокс центр» Оксана Васильева.
Если банк списал деньги со счёта отправителя, но мошеннику они ещё не поступили, то тогда можно отменить платёж по заявлению отправителя. Но если платёж уже исполнен и деньги поступили на счёт, то отменить его уже не получится. По закону платежи должны исполняться в течение суток, но на деле это происходит мгновенно.
Если деньги поступили на чужой счёт, тогда стоит идти в отделение банка и писать об этом заявление. Они должны будут связаться с мошенником и попросить его вернуть деньги. Но тот вряд ли согласиться их возвращать, конечно. Тогда придётся обращаться в полицию и писать заявление о мошенничестве.
По данным СМИ, в 2020 году банки смогли возместить клиентам 11,3% от общего объёма средств, похищенных мошенниками.