Платим за услуги ЖКХ по старинке
Большинство россиян остаются консервативными в выборе способа оплаты услуг ЖКХ, осуществляя основную массу таких платежей через почтовые отделения или отделения Сбербанка (См. Диаграмма №1).
При этом две трети тех, кто выбирает Сбербанк, предпочитают совершать оплату именно через кассу отделения. Специальные терминалы для оплаты услуг ЖКХ, установленные в отделениях Сбербанка, востребованы пока только у 10% населения.
Другие возможные способы оплаты значительно менее популярны среди населения. А удаленные способы оплаты коммунальных услуг (платеж через Интернет или с помощью мобильного телефона) пока вовсе не прижились среди россиян. Не пользуется спросом среди наших соотечественников и услуга банков по автоматическому списанию расчетов за ЖКУ с банковского счета. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с компанией Russian Realty Research (R3) в ноябре 2010 г.
Диаграмма №1. Наиболее популярные способы оплаты услуг ЖКХ (счета за квартиру, коммунальные услуги), % респондентов*

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. ответ предусматривал возможность множественного выбора
Источник: НАФИ
Привычка оплачивать ЖКУ традиционным способом (в Сбербанке или на почте), отсутствие бумажного чека или квитанции об оплате, а также общее недоверие к платежам через Интернет или мобильный телефон - таковы основные сдерживающие факторы развития удаленных платежей ЖКУ (См. Диаграмма №2). Примечательно, что доля тех, кто не доверяет дистанционным платежам, среди активных пользователей Интернета чуть больше, чем в целом по России (20% против 16%).
Неудобство осуществления коммунальных платежей через Интернет - еще одно важное препятствие для их развития. Об этом говорят 8% россиян и 20% активных интернет-пользователей (См. Таблица №1). А 10% россиян признаются, что не знают о возможности оплачивать коммунальные услуги через Интернет или мобильный телефон.
Диаграмма №2. Причины, по которым россияне не оплачивают услуги ЖКХ через Интернет или мобильный телефон, % респондентов.

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. ответ предусматривал возможность множественного выбора
Источник: НАФИ

*Сумма ответов по столбцу превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора.
Источник: НАФИ
