Большинство страховок при оформлении кредита являются добровольными. Но их часто навязывают заёмщикам. На прошлой неделе мы подробно рассказывали, как в таком случае вернуть страховку. Вот ещё несколько вопросов, ответы на которые нужно учитывать при страховании, чтобы не переплачивать.
1. Что делать, если навязывают страховку по кредиту?
Страхование жизни и здоровья или страхование от потери работы не являются обязательными, и банк не может отказать в получении кредита, если заёмщик откажется покупать добровольную страховку. Но он может в таком случае предложить кредит без страховки с повышенной ставкой. И тогда уже нужно рассчитывать, что выгоднее.
Если окажется, что заёмщику дешевле всё-таки купить страховку, то он может сделать это сам в любой страховой компании, отвечающей критериям банка. В стоимость страховки, купленной через банк, может быть включена его комиссия.
2. В течение какого времени можно отказаться от страхования по кредиту?
От добровольной страховки можно отказаться в течение 14 дней с момента подписания договора. Этот срок называется «периодом охлаждения».
Воспользоваться таким правом очень просто — нужно написать заявление в страховую компанию. Страховщик вернёт деньги, но за вычетом стоимости дней фактического действия договора.
3. Можно ли отказаться от коллективного страхования и вернуть деньги?
«Период охлаждения» не распространяется на договоры коллективного страхования (когда вы покупаете не персональный полис, а присоединяетесь к специальной программе банка и страховщика). Правда, возможность отказа и возврата денег может быть предусмотрена условиями самой программы. При отсутствии такого пункта единственный вариант вернуть свои деньги — это написать претензию, получить отказ и с ним обратиться в суд.
Но в регионах складывается разная судебная практика: одни суды выносят решения в пользу заёмщиков, а другие — в пользу банков.
4. В течение какого времени обязаны вернуть деньги за страховку при расторжении кредитного договора?
Даже если заёмщик на следующий день после подписания расторгнет кредитный договор с банком, деньги за страховку никто не вернёт, пока он не напишет претензию на отказ от страхования. Сделать это нужно в «период охлаждения». Стоимость страховки должна быть возвращена в течение 10 рабочих дней.
5. Может ли банк потребовать вернуть весь кредит досрочно при отказе от страховки?
Да, если обязанность по страхованию прописана в договоре, а заёмщик не выполняет её уже месяц (пункт 12 статьи 7 ФЗ «О потребительском кредите (займе)»). При этом банк должен уведомить клиента об этом и дать ему время на возврат кредита (минимум 30 дней).
Иногда при обязательном страховании банки прописывают в условиях возможность повышения процентной ставки при отсутствии полиса.
6. Как отказаться от страховки при досрочном погашении кредита?
Досрочное погашение кредитов происходит обычно не сразу, поэтому «период охлаждения» в такой ситуации, как правило, истекает. А это значит, что страховщик не обязан возвращать клиенту часть денег за неиспользованный период. Всё зависит от условий договора и правил страхования, которые подписывал заёмщик. Они могут содержать пункт, согласно которому при досрочном отказе от договора страховая премия не возвращается, или устанавливать срок, в течение которого при досрочном погашении кредита можно обратиться за возвратом части премии. Заёмщик может попробовать вернуть деньги через суд.
7. Как заменить выгодоприобретателя по страховке после досрочного погашения кредита?
Если заёмщик досрочно выплатит кредит, но не захочет отказываться от страховки, то ему нужно связаться со своей страховой компанией и уточнить порядок замены выгодоприобретателя (того, кто получит выплату при наступлении страхового случая). При действующем кредите таким лицом выступает банк. Но при закрытии кредита банк должен письменно уведомить страховщика о замене.
Задайте свой вопрос про страховку или кредит на сервисе «Вопрос-ответ».

