Как пожаловаться на коллекторов, которые часто звонят или угрожают?
Добрый день! У меня тоже микрозаём, не прошло и месяца — уже угрозы, звонки и т. д., есть даже по WhatsApp.
Добрый вечер. У меня есть микрозаём. Нет больше возможности оплатить. Мне поступают ужасные оскорбления и угрозы. Я не знаю, что делать.
Ответ эксперта
Главный юрист, антиколлекторское агентство «ОФИР»
Самое распространенное нарушение коллекторов – это режим звонков. Закон о защите прав и интересов должников (230-ФЗ), который вступил в силу с января 2017 года, по большей части не соблюдается взыскателями. В нём указано, что коллекторы могут звонить заемщикам не более 8 раз в месяц или отправлять не более 16 смс-сообщений. Впрочем, это правило легко обходится с помощью звонков с «серых» мобильных номеров. При обращении в ФССП (Федеральную службу судебных приставов, которая ведет реестр коллекторских организаций – прим. Сравни.ру) должнику сложно доказать нарушение закона со стороны коллекторов без широкой доказательной базы – детализации звонков, аудиозаписей и пр., так как в ответ на запрос регулятора взыскатели укажут звонки только со своих фиксированных телефонов и приставы не увидят вызовов с подставных мобильных телефонов.
Сотрудники банков действуют таким же образом, дозваниваясь проблемным заемщикам по незарегистрированным номерам – сим-карту можно без проблем купить у метро. Есть случаи, когда мы доказывали нарушения закона со стороны банковских работников, но кредитные организации уходили от ответственности, увольняя таких сотрудников задним числом и получалось, что в момент нарушения они формально не работали в банке.
Звонки от коллекторов и банков также поступают третьим лицам – работодателям должника, его знакомым и соседям, хотя это запрещено законом. Взыскатели звонят им также с «серых» номеров. Кроме того, должникам часто звонят не сами представители кредитора, а роботизированные автоинформаторы – звонки от них поступают и днем, и ночью.
Еще один способ обхода закона – это звонки не с целью напоминания о задолженности, а для информирования о новых услугах и акциях кредитной организации – законом это не запрещается.
Что делать должнику, если коллектор нарушает закон?
Во-первых, должнику нужно собрать максимум доказательств о нарушении – детализацию звонков, аудиозапись разговоров, снимки сообщений, видеофиксацию (если коллекторы приходят к вам домой) и направить жалобу в ФССП.
Кроме того, мы рекомендуем обращаться с заявлениями и доказательной базой в надзорные органы:
В Центральный банк - он является регулятором и надзорным органом для банков и микрофинансовых организаций.
В саморегулируемые организации (СРО). Это касается микрофинансовых организаций. Более 90% российской МФО входят в СРО «МиР». Туда и можно направлять жалобу.
В прокуратуру. Написать заявление в прокуратуру особенно необходимо, если вам поступают угрозы порчи имущества, угрозы третьим лицам и, тем более, угрозы жизни и здоровью от сотрудников банков и коллекторов. Не стоит обращаться в полицию – они развернут это дело. Лучше подать жалобу в прокуратуру, которая как надзорный орган сама напишет правоохранителям и дело будет уже под её контролем.
Заёмщик также может отправить заявление об отказе от взаимодействия с кредитором и его представителем по почте с описью и заказным письмом на юридический адрес кредитора – банка или МФО. Заявление должно быть составлено по форме ФССП.
Еще один эффективный способ ослабить давление взыскателей, нарушающих правила – написать жалобу в отзывах о работе банков на финансовых порталах, таких как Сравни.ру. Это довольно хорошо работает.
Главная задача должника и то, чем мы занимаемся в антиколлекторских агентствах – оказывать воздействие не на самих коллекторов, а на кредиторов. Доводить информацию о нарушениях взыскателей нужно именно банкам и МФО, которые сами примут меры к своим партнерам – коллекторам. В будущем это поможет предотвратить негативные последствия со стороны взыскателей – угрозы, порчу имущества, вымогательство.