
 Учет страхования имущества расписан в налоговом законодательстве слегка расплывчато, что порождает разные трактовки и трудности при отражении страховых платежей в бухгалтерских документах. Ситуацию усугубляет тот факт, что на страхование имущества проводки у разных систем налогообложения могут отличаться. Ниже мы расскажем, с чем связаны эти трудности, а также покажем, как нужно вести учет.
Учет страхования имущества расписан в налоговом законодательстве слегка расплывчато, что порождает разные трактовки и трудности при отражении страховых платежей в бухгалтерских документах. Ситуацию усугубляет тот факт, что на страхование имущества проводки у разных систем налогообложения могут отличаться. Ниже мы расскажем, с чем связаны эти трудности, а также покажем, как нужно вести учет.
Основная проблема бухгалтерских проводок по страхованию имущества заключается в том, что не совсем понятно, к какому типу они относятся. С одной стороны, оплата страхования имущества проводится одним платежом, в момент заключения договора, из чего следует, что страховку следует расценивать как «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» (счет 76), а именно – как «Расчеты по имущественному и личному страхованию» (76-1). С другой стороны, страховка – это расходы, которые бизнес производит сейчас, но относятся эти расходы к будущему периоду, потому что страховой договор имеет срок действия. Следовательно, страховка попадает под определение счета 97, «Расходы будущих периодов».
И, в довершение ко всему, страховой полис попадает под «Общехозяйственные расходы» (счет 26), потому что страховка нужна для управленческих дел, но не является расходами на производство.С точки зрения бухгалтерского учета можно оформлять расходы на страхование и так, и так, но в определенных случаях могут возникнуть расхождения с налоговым учетом, что создаст проблемы при наступлении отчетного периода. Чтобы не допустить такого, учет добровольного страхования имущества (как и учет обязательного) нужно проводить по следующим правилам:
если договор страхования заключается на срок до 1 месяца – нужно оформлять его как «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
если договор заключается на более длительный срок – сумма единовременного платежа проводится через 76-1, и через «Расходы будущих периодов» дополнительно проводится сумма ежемесячного платежа (каждый месяц).
Технически, страховку можно проводить как единовременный платеж и при большем сроке страхования – главное, чтобы этот срок «умещался» в отчетный период.
Но это может создать путаницу, поэтому лучше стандартизировать процедуру и проводить страховку через будущие платежи ежемесячно.Правила:
Оплатили страховку – проводите «дебет 76-1, кредит 51».
Если страховка – больше, чем на месяц, то каждый месяц проводите «дебет 26, кредит 76-1».
Если оплачиваете несколько страховок больше, чем на месяц – вместо «дебет 26» ежемесячно проводите «дебет 20/23/26/29/44», в зависимости от назначения.
Страховое возмещение проводится по «дебет 51, кредит 76-1».
Если преждевременно закрыли договор страхования, то полученный от компании остаток нужно провести по «дебет 51, кредит 76-1».
Для обязательного страхования правила учета – такие же, как и в предыдущем разделе. Добровольное страхование отражается через «Прочие расходы».
Если у вас УСН с фиксированным налогом, можете отражать страховку так, как вам удобно. Если же вы работаете по системе «приход минус расход», то лучше вести учет страхование имущества в бухгалтерском учете через единовременные платежи (без «размазывания» их по месяцам), потому что это упростит расчет налога.
В ЕНДВ отражать ничего не нужно.
Если вы пользуетесь одновременно ОСНО по схеме «приход минус расход» и ЕНВД, и застрахованное имущество одновременно относится к обеим системам, возникает проблема – расходы на ЕНВД нельзя учитывать при расчете прибыли (и налога на нее) с ОСНО.
Здесь нужно разделить доходы-расходы по долям, после чего – проводить только те, которые относятся к ОСНО.Например, вы оплатили годовую страховку, стоимость – 120000 рублей. Договор заключен 19-го числа текущего месяца, но начнет действовать с 1-го числа следующего. Что нужно отразить в документах:
19-го числа была выплачена страховка: страховая премия, дебет 76-1, кредит 51, 120000 рублей.
1-го числа каждого последующего месяца, 12 раз: расходы на оплату страхового полиса, дебет 26, кредит 76-1, 10000 рублей.
Указывайте фактическую дату платежа, даже в том случае, если страховой договор начнет действовать позже.
Если договор страховки закончится позже, чем наступит следующий отчетный период, при использовании единовременного платежа возникнут расхождения между бухгалтерским учетом и налоговым учетом. Эти расхождения приведут к появлению неучтенных расходов, которые нужно будет учитывать и проводить в дальнейшем. Поскольку бухгалтерам и без этого хватает проблем, использование ежемесячной проводки упрощает жизнь.
Проводка страхования имущества осуществляется двумя путями: либо единовременно, либо ежемесячно. Второй вариант – лучше, потому что при первом могут возникать дополнительные сложности, вроде временных или финансовых расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом, и эти расхождения нужно будет выловить и исправить при наступлении отчетного периода.
Но если срок страхования «укладывается» в отчетный период – вы можете пользоваться первым вариантом, проблем не возникнет.